Израильские аргументы за и против отказа от иранской ядерной сделки

Пятница 13-е – день традиционного имеющий дурную славу. Существует множество поверий, о том, чего стоит остерегаться при приближении к этой дате. Входит сюда и необходимость воздерживаться от принятия судьбоносных решений. Американская администрация, явно демонстрирующая, что суеверия ее не интересуют, назначила именно на 13 октября одно из наиболее ожидаемых от Дональда Трампа заявлений. В нем американский президент презентовал новую стратегию США в отношении Ирана. Мало того, сделано это было за два дня до дед-лайна по решению о сертификации Вашингтоном Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по обеспечению мирного характера иранской ядерной программы.

В пятницу американский лидер заявил: «если мы не сможем выработать решение совместно с Конгрессом и нашими союзниками, действие соглашения будет прекращено». Тем самым он не заявил о полном отказе от сделки с Ираном, но дал возможность возобновить санкционное давление на Исламскую Республику по решению Конгресса, на что отводится 60 дней. На первый взгляд может показаться, что победа над ненавистным соглашением по иранской ядерной программе или, как минимум, серьезный шаг в этом направлении как раз то, что нужно израильскому правительству во главе с Биньямином Нетаньяху.

С определенных позиций это утверждение можно считать верным. Премьер-министр давно начал бескомпромиссную борьбу с ядерной программой Тегерана, переросшую после подписания СВПД в усилия по пересмотру или полному отказу от него. Квинтэссенцией американо-израильского согласия по иранской проблематике стал комментарий Б.Нетаньяху по итогам пятничного заявления американского лидера. В нем израильский премьер-министр сказал: «Президент Трамп только что создал возможность исправить эту плохую сделку, снизить агрессию Ирана и противостоять его криминальной поддержке терроризма».

Вместе с тем накануне столь важного для своей внешней политики события израильские власти оказались как никогда сдержаны в оценках. Б.Нетаньяху предпочел никак не комментировать перспективы развития событий, в результате чего его канцелярия и местная пресса в качестве единственно доступной информации до появления на сайте МИД комментария 13 октября были вынуждены использовать материалы сентябрьского выступления главы правительства в ООН. С трибуны Генеральной Ассамблеи организации Б.Нетаньяху тогда образно описал угрозу следующим образом: «черная тень нависнет над всем Ближним Востоком и миром, потому что Иран будет иметь возможность обогащать уран в промышленных масштабах, что поставит его на порог приобретения массивного арсенала ядерного оружия».

Одним из немногочисленных поводов, не позволивших уйти от обсуждения проблемы до выступления Д.Трампа, стал телефонный разговор Б.Нетаньяху с его британской коллегой Терезой Мэй. В начале текущей недели глава правительства Соединенного Королевства позвонила в Израиль с тем, чтобы объяснить значимость существующего с Ираном соглашения, а также негативные последствия отказа от него. По словам Т.Мэй: «важность ядерной сделки с Ираном заключается в нейтрализации более чем на десятилетие возможности иранцев получить ядерное оружие». Подчеркивая, что Великобритания является приверженцем соблюдения СВПД, глава правительства фактически выразила общую позицию европейских государств по данному вопросу. Мало того, Т.Мэй оказалась единственной представительницей среди европейских партнеров Израиля, решившейся на открытое обсуждение этой темы с ближневосточным государством.

Вторую группу сторонников сохранения сделки в силе составили израильские военные эксперты. В частности, бывший советник Б.Нетаньяху по национальной безопасности Узи Арад полагает, что отказ от соглашения не сулит стране ничего хорошего. По его мнению, СВПД не лишено недостатков, но имеет один весомый аргумент в свою пользу – механизм проверки и ограничений Ирана. Отказ от сделки будет означать потерю рычагов воздействия на исламскую республику, что в текущих условиях бессмысленно. Схожую точку зрения выражает и другой экс-представитель команды Б.Нетаньяху Йоаз Хендель, в прошлом руководивший его пресс-службой. Он склонен рассматривать отказ от соглашения, пусть и плохого, как шаг, который развяжет Ирану руки и позволит применять в регионе любые силовые меры воздействия для демонстрации своих гегемонистских настроений.

Предостерегает от опасного шага и пресса, включая газету Haaretz, колумнисты которой предполагают, что отказ от сертификации соглашения по ядерной программе Ирана негативно повлияет на международное положение США. Этот шаг способен дать очередной повод для сомнений в способности Вашингтона соблюдать международные договоренности. Следовательно, американская администрация потеряет свой авторитет, необходимый для защиты Израиля и выдвижения инициативы ближневосточного мирного урегулирования.

В сложившихся обстоятельствах Израиль и США демонстрируют готовность объединиться против всего остального мира не только в вопросах иранской ядерной программы, но и многих других, включая продолжение атаки на ООН. Вместе с тем как справедливо замечено рядом экспертов, данный процесс будет означать и беспрецедентно высокое давление на Вашингтон, которое может помешать ему в дальнейшем сохранять полноценное участие в решении вопросов ближневосточной повестки дня и продвижения интересов Израиля. Прогнозировать следует повышение давления на Конгресс, которое будет наблюдаться как внутри страны, включая лоббистские структуры, так и извне. Израиль сможет принять активное участие в том, чтобы убедить американских законодателей в необходимости ужесточить подход к Тегерану, поскольку официальная линия, обнародованная Б.Нетаньяху, явно пересилит мнение противников отказа от соглашения.

52.23MB | MySQL:103 | 0,456sec