Ремарки относительно турецко-американского визового кризиса

В контексте предстоящих на будущей неделе переговоров в Турции с целью урегулирования возникшего по вине «американского слона в ближневосточной посудной лавке» турецко-американского визового кризиса необходимо сделать небольшие ремарки.

Американские санкции применительно к Турции выглядят куда как более нахрапистыми и никак не могут считаться адресными. В отличие от, удачных или нет, попыток дозированного и целевого санкционного давления на Российскую Федерацию, в частности, через атаку на так называемый «ближний круг» российского руководства.

В этом однозначно проявилось отношение американской администрации к Турции и к её президенту Р.Т.Эрдогану, как к «зарвавшейся» не по своим геополитическим возможностям стороне. Отношение, прямо скажем, не слишком обоснованное, ибо, как правильно замечают в таких случаях турки, что может быть они и не всегда оказываются в состоянии напрямую влиять на какие-то решения глобальных игроков на Ближнем Востоке, зато они нередко могут их торпедировать или же значительно затруднить практическую реализацию. Не усвоившие эту простую истину американцы допустили эмоциональную реакцию, явно не взвесив свой шаг, не оценив его возможных последствий и не продумав действий на случай неизбежного ответа турецкой стороны.

Довольно странной выглядит неготовность американцев к естественной в этом случае, симметричной турецкой реакции (пора бы привыкнуть, что нынешнее руководство страны реагирует на всё), а также к замаячившей угрозе асимметричных действий – в частности, через базу Инжирлик.

Наивными смотрятся американские увещевания о том, что политика – политикой, а военное сотрудничество надо рассматривать отдельно. Турция пытается заниматься разделением сфер (экономика, политика, военное сотрудничество) лишь в тех случаях, когда ей самой этой выгодно. Как было в случае России. В случае же с США – нет у них с турками такого объема нынешнего и потенциального экономического сотрудничества, как с Россией, за который стоило бы бороться. Своими странными действиями, ударившими по простым турецким гражданам, американцы выбили почву из-под ног у оппозиционных партий (включая главную – Народно-республиканскую партию), у различных проамерикански настроенных ассоциаций, мозговых центров и групп влияния в Турции.

Заметим, что турецкие бизнесмены, планирующие свои поездки в США, имеют возможность довольно быстро перестроиться. Достаточно предусмотреть перед своей поездкой посещение одной соседней с Турцией страны, где можно обратиться за получением американской визы. Не говоря уже о том, что те, кто ведут свои дела с американцами не первый год, давно уже имеют в паспорте долгосрочные визы.

А самыми пострадавшими за арест сотрудников Генерального консульства турецкого происхождения оказываются … турецкие студенты, осенью направляющиеся в США, в т.ч. в рамках программы для малообеспеченных слоев Work & Travel.

Согласно статистике, ежегодно за рубеж выезжает около 90 тыс. турецких студентов, при этом 25-30 тыс. студентов едут в США. Общее число турецких студентов в США составляет около 80 тыс. человек. Получив подтверждение американской стороны, огромное число турецких студентов просто «подвисло» в непонимании своих дальнейших действий. При этом надо учесть, что большинство их проходит обучение в стране в рамках полученных стипендий. В общем, студент – он и в Турции студент и в отличие от бизнесменов у него нет особых возможностей по выезду в третьи страны (скажем, в Грузию или Украину) для обращения в тамошние генконсульства, при этом ещё вдобавок с негарантированным результатом.

Если немного вдаться в подробности, то существует три группы турецких студентов: 1) обучающиеся на языковых курсах, которые обычно начинаются в январе месяце – их около 10 тыс. человек ежегодно (это группа риска), 2) поступающие в американских бакалавриат или же магистратуру – их около 12 тыс. человек  (часть из них находится в процессе оформления документов на въезд), 3) программа Work & Travel, к которой обращаются не слишком обеспеченные турецкие семьи – около 6 тыс. человек; при этом квоты для каждой страны американцы как раз определяют в октябре-ноябре месяцах (это наиболее пострадавшие студенты).

Картина для турецкого общества, в общем, выглядит маслом – американцы, выйдя за рамки своей юрисдикции, приняли ограничительные меры, которые больше всего ударили по студентам.

Понятно, что американцы сыграют в ближайшее время назад и может быть, с целью сохранения лица, даже перейдут на что-то более адресное. Неслучайно, в эти дни в Турции циркулируют слухи о том, что под запрет на въезд в США могут попасть близкие к Р.Т.Эрдогану бизнесмены, числом свыше 200; иными словами наблюдается калька с антироссийских санкций. Однако, и это будет – нездорово, поскольку самый близкий к Р.Т.Эрдогану бизнес делами внешнеторговыми занимается не слишком охотно. Этой категории предпринимателей и в самой стране работы, в частности, строительных мега-подрядов, хватает с лихвой. Таким образом, как американцы ни сыграй, всё равно без имиджевых потерь выйти из кризиса с турками им вряд ли удастся. А если они захотят, чтобы им турки помогли «слезть с этого баобаба», то за это придется платить. Законы рынка работают и здесь.

52.23MB | MySQL:103 | 0,473sec