Активизация южнойеменских сепаратистов на фоне обострения отношений между ОАЭ и КСА

Заместитель премьер-министра «законного правительства Йемена» и по совместительству министр внутренних дел Х.Араб призвал южнойеменский «Переходный совет» во главе с его главой Айдурусом аль-Зубейди  отказаться от планов «отделения юга страны». Это заявление прозвучало на фоне озвученного А.аль-Зубейди решения на митинге  своих сторонников 13 октября в Адене провести в скором времени референдум о независимости Южного Йемена. Таким образом мы воочию начинаем наблюдать отзвуки референдума о независимости в Иракском Курдистане (ИК) по всему региону Ближнего Востока. По крайней мере, так обстоит дело согласно точке зрения американских обозревателей. В данном случае мы с ними не согласимся, поскольку причины южнойеменского сепаратизма имеют совершенно иные причины, и главная из них — это конечно полный слом существующих систем распределения национальных благ  после объединения страны в 1990 году, что получило свое физическое завершение по итогам краткосрочной гражданской войны между Севером и Югом в 1994 году. В данном случае помимо этого мы имеем дело, в отличие от ИК, с четко выстроенной системой стимулирования этого сепаратизма со стороны ОАЭ. Абу-Даби, кстати, пытался аналогично, но с гораздо меньшим напряжением сил, действовать и в ИК, финансируя сам процесс референдума. Но опять же там ОАЭ преследовали совершенно иные цели. В ИК эмиратовцы, которые стремятся максимально обособить Эрбиль в государственном и экономическом плане  (ОАЭ занимает первое место среди аравийских монархий по инвестициям в экономику ИК) исключительно в рамках создания дополнительных  проблем для Ирана  и Турции. В случае с Йеменом цели ОАЭ в принципе более приземлены: они стремятся поставить под свой контроль основные портовые мощности бывшей НДРЙ в рамках минимизации конкурентных рисков для собственных аналогичных структур. На фоне своего стремления ОАЭ вошли в жесткий клинч со своим основным союзником по ССАГПЗ и «аравийской коалиции» в лице КСА. По ряду причин.

  1. КСА совершенно не заинтересовано в разделе страны, поскольку это фактически делает Север автономно-враждебным под контролем соответственно двух основных враждебных Эр-Рияду сил — зейдитов-хоуситов и клана бывшего президента страны А.А.Салеха.  При этом попытки Абу-Даби убедить Эр-Рияд в необходимости заключения «мировой» с А.А.Салехом пока результата не приносят.
  2. Политическое обособление юга страны фактически означает то, что ОАЭ достигли своих задач в рамках своего присутствия в Йемене, и о дальнейшем участии войск ОАЭ в боях против хоуситов можно будет забыть. Кроме того, помимо чисто экономического эффекта Абу-Даби преследует цель и полного нивелирования на юге влияния йеменского аналога «Братьев-мусульман» в лице партии «Ислах». А как раз на «Ислах» после недолгого периода охлаждения и вражды сейчас Эр-Рияд и делает основную ставку по восстановлению своего влияния в этой стране. Мы уже сообщали ранее, что эти расхождения привели даже к фактически боевому столкновению с применением ВВС ОАЭ между силами «законного правительства Йемена» с проэмиратовскими милициями весной этого года.  После этого начался период саудовско-эмиратовских консультаций о достижении компромисса. В качестве уступок Эр-Рияд даже пошел на эмиратовско-египетские требования и инициировал отркрытый конфликт с Катаром. Но нынешняя позиция, образованного при полном содействии ОАЭ в рамках их противоречий   с КСА, «Переходного совета» южнойеменских сепаратистов в Адене нам совершенно четко сигнализирует о том, что эти союзники и на это раз не договорились о рамках своего сотрудничества в Йемене. И это при условии, что соответствующие консультации шли все лето сего года. Напомним, что основным условием такого компромисса было быстрое возвращение законного президента А.М.Хади в Аден. Это возвращение готовилось еще в начале лета, несколько раз откладывалось в самый последний момент, и президент до сих пор находится в Эр-Рияде. То есть ОАЭ явно не дают гарантий его безопасности, допускают проведение шумных и многочисленных митингов сепаратистов (без их санкции и финансирования эти мероприятия невозможны по определению), и все это говорит нам о том, что стороны далеки от достижения договоренностей.  Отметим и примирительную риторику министра внутренних дел Йемена, который в отличие от прошлых категорично-негативных заявлений правительственных чиновников на эту тему, не отверг идею государственного обособления Южного Йемена в принципе, а лишь призвал отложить этот вопрос на период после окончания нынешней гражданской войны.

На этот незатухающий конфликт саудовско-эмиратовских интересов так  же четко указывают и другие косвенные данные. Саудовцы начали активное осваивание и техническое оборудование приграничного к КСА района йеменской провинции Хадрамаут. Они уже углубились на йеменскую территорию на 47 км, строят автомобильные дороги и инженерные сооружения. Эксперты в этой связи указывают на то, что Саудовская Аравия  фактически начала процесс аннексии части Хадрамаута в рамках отторжения спорных приграничных территорий. Напомним, что  эта провинция вообще считается самой просаудовской провинцией Йемена. Достаточно сказать, что она является родиной многих нынешних представителей саудовской элиты, в том числе и семьи бен Ладен. Не будем забывать и о планах Эр-Рияда по прокладыванию через Хадрамаут альтернативных логистических маршрутов и нефтепроводов к побережью Индийского океана. При этом на юге Хадрамаута пока господствуют проэмиратовские формирования и пропускать Саудовскую Аравию к портам на побережье в планы Абу-Даби точно не входит. Вторым моментом, который указывает на эмиратовско-саудовское противостояние, стало убийство на прошлой неделе одного из авторитетных полевых командиров салафитских проэмиратовских групп в Таизе, которое совершили сторонники партии «Ислах». Причем при явной поддержке со стороны Эр-Рияда, который потребовал от салафитов передать им ряд позиций в Таизе. Таким образом, саудовско-эмиратовский кризис на йеменской площадке не только не затихает, но и имеет все предпосылки к дальнейшему обострению.

52.26MB | MySQL:103 | 0,460sec