О ситуации в Египте /сентябрь 2005г./

Главным событием сентября, и, наверно, всего 2005 года, стали впервые проведенные на альтернативной основе президентские выборы 7 сентября. Несмотря на видимую альтернативность — на высший государственный пост претендовали 10 кандидатов, их результаты были заранее предопределены, равно как и победитель голосования — президент Хосни Мубарак, который по результатам выборов получил пятый шестилетний мандат. Наблюдатели расходились лишь в оценках того, сколько голосов получит находящийся у власти с 1981 года 77-летний Мубарак и сколько египтян придет на избирательные участки, причем они заранее подвергали сомнению достоверность официальных данных.

В списки избирателей были включены 32 млн египтян.

Основными соперниками представлявшего правящую Национал-демократическую партию /НДП/ Мубарака считались Нуман Гумаа — 70-летний руководитель центристской Партии Вафд — одной из основных партий египетской оппозиции, и Айман Нур — 41-летний лидер оппозиционной либеральной партии «Аль-Гад» /»Завтра»/. Коммунисты, насеристы и движение «Кифайя» /»Достаточно»/ бойкотировали выборы, в то время наиболее структурированное оппозиционное движение «Братья-мусульмане» призвало своих сторонников принять участие в голосовании, не дав тем не менее рекомендаций относительно того, за кого отдавать голоса.

Официальный Каир не допустил иностранных наблюдателей на выборы, хотя этого добивался Вашингтон. Контроль за голосованием осуществляли местные наблюдатели, примерно 3 тысячи из них представляли до 30 неправительственных организаций, часть из которых финансируется США. Наблюдатели позднее сигнализировали о многочисленных нарушениях избирательного законодательства. В частности, таковыми были случаи коллективного голосования, угрозы избирателям со стороны активистов НДП, оказание «услуг» неграмотным египтянам со стороны активистов НДП, отсутствие условий в некоторых избирательных пунктах для тайного волеизъявления и другие.

За три дня до выборов самый известный египетский кинорежиссер Юсеф Шахин обвинил официальный Каир в создании «непрозрачной» обстановки вокруг выборов. Голос этого человека считается в Египте более влиятельным, чем многих политиков. Как заявил режиссер в интервью французскому информационному агентству АФП, «Я не пойду на голосование, я предпочитаю пойти на пляж. На выборах не будет никакой гласности, мафия вокруг Мубарака составлена из специалистов по фальсификации итогов голосования». Лауреат фестивалей в Каннах, Венеции и Берлине напомнил, что египетская цензура давит на деятелей кино начиная с подготовки сценария и до проката. Он назвал «нулевыми» главных соперников Мубарака, поскольку «они все сделали для того, чтобы в реальности никто не мог составить конкуренцию президенту».

Точку зрения Шахина разделили сотни египетских интеллектуалов, соорганизовавшихся в общественную организацию «Писатели за изменения». Главный объект их критики — министр культуры АРЕ Фарук Хосни, занимающий этот пост с 1987 года. Писатели считают, что при нем культура превратилась в орудие рекламы существующего режима.

По разному отреагировали на выборы в Египте официальные СМИ в арабских странах и действующие в них оппозиционные силы. Если отношение первых можно охарактеризовать как общее безразличие /определенное исключение составила пресса стран Персидского залива/, то вторые следили за ними, пытаясь извлечь определенные уроки. Как заявила представитель по печати марокканского оппозиционного исламистского движения «Аль-Адль валь-Ихсан» Надия Ясин, «демократия под американским давлением стала модой в арабском мире». «Я не верю в нее, поскольку в арабском мире сильна традиция на авторитарные режимы. Этот мир не изменить мановением волшебной палочки. Он запрограммирован на авторитаризм». В свою очередь лидер алжирской оппозиционной светской партии Объединение за культуру и демократию Саид Саади подверг критике «формальную открытость президентских выборов в Египте, правящие элиты в котором не смогли найти политические механизмы, альтернативные авторитаризму». По мнению журналиста из Туниса Рашида Хешаны, «египетские выборы стали переизданием плюрализма по-тунисски, который является плюрализмом с фасада и даже отдаленно не напоминает настоящую демократию».

Несколько цифр, касающихся выборов. По официальным данным, за Мубарака проголосовали около 90 проц.египтян, пришедших на избирательные участки. Показатель участия составил всего 23 проц. А.Нур получил 7,6 проц.голосов, Н.Гомаа — 2,9 проц. В то же время согласно партии «Аль-Гад», показатель участия египтян в городах составил от 3 до 5 проц, в деревнях — от 15 до 30 проц. По данным Партии Вафд, в столице показатель участия не превысил 10 проц.

В целом, по оценке наблюдателей, в ходе подготовки и проведения выборов Вашингтон осуществил «строго выверенное давление» на Каир, стремясь с одной стороны не ослабить режим Мубарака, и придать демократическую видимость выборам — с другой. Ранее, в первом полугодии, США неоднократно критиковали Египет за нарушения прав человека.

Уже 11 сентября последовало первое публичное выступление вновь избранного президента. В нем Мубарак, в частности, пообещал продолжить политические реформы в Египте. 27 сентября он присягнул перед парламентом на новый президентский срок. Примерно в это же время около 3 тысяч египтян собрались в центре Каира. Они скандировали лозунг «Мы клянемся, что заставим тебя /Мубарака/ уйти». Манифестация была организована оппозиционным движением «Кифайя». Тем временем считающийся преемником Мубарака его сын Гамаль укреплял свои позиции в НДП, где он является лидером так называемого нового поколения.

Уже 20 сентября в Египте была объявлена дата новых выборов — парламентских. Они должны начаться 8 ноября и пройти в три этапа согласно географической «нарезке», которую еще предстоит сделать Высшей избирательной комиссии. С 13 октября начнется прием документов от претендентов на 444 места в египетском парламенте. Всего в нем 454 места, из которых обладатели десяти назначаются президентом. В настоящее время подавляющее большинство мест в парламенте принадлежит правящей НДП.

В третьей декаде сентября в Египет прибыла эмиссар Вашингтона Карен Хьюгс. Она совершила турне по ряду стран Ближнего Востока с задачей исправить негативный образ США в арабских странах, созданный их политикой в Ираке и на Ближнем Востоке. С этой целью она встречалась с имамом университета Аль-Азхар шейхом Мохаммедом Сайедом Тантауи, патриархом коптской церкви Шенудой Ш, премьер-министром Ахмедом Назифом, однако вряд ли убедила в добрых намерениях египетскую «улицу». По итогам визита гостья из Вашингтона признала, что для проведения реформ в Египте потребуется время.

Из событий на антитеррористическом «фронте» следует отметить перехват 3 сентября грузовика, перевозившего продукты питания и воду для экстремистов, укрывающихся в горах Синая. В течение месяца тысячи полицейских и военнослужащих безуспешно преследовали по горам группу из примерно 20-ти исламистов, подозреваемых в совершении терактов на курортах полуострова. В тот же день египетская полиция объявила, что трое боевиков-смертников, совершивших теракты 23 июля в Шарм аш-Шейхе, были бедуинами, близкими к одной из исламистских организаций. Их идентификация стала возможной после тестирования их останков на ДНК. Согласно утверждениям полиции, исламистская организация, в которую входили смертники, якобы не была связана с зарубежными структурами единомышленников.

Как известно, ответственность за совершение терактов в Шарм аш-Шейхе взяли на себя сразу три организации, две из которых утверждают, что связаны с «Аль-Каидой».

28 сентября в боестолкновении с полицией на Синае был убит исламист, представленный властями как один из тех, кто совершал теракты на полуострове.

В сентябре стало понятно, что после того, как контроль за границей между Египтом и сектором Газа перешел от израильтян к египетским пограничникам и палестинским полицейским, само понятие граница перестало существовать. Забор из колючей проволоки регулярно разрушался неизвестными с помощью взрывов. Через образовавшиеся бреши в изгороди ежедневно сотни палестинцев беспрепятственно проходили в Египет. Такой возможностью легко могут воспользоваться палестинские исламисты, что резко повышает угрозу совершения терактов в Египте.

Из экономических новостей следует отметить объявление 15 сентября Египтом намерения углубить до 20 метров Суэцкий канал с тем, чтобы по нему могли проходить крупные груженые танкеры водоизмещением до 360 тысяч тонн. На эти цели до конца 2006 года планируется израсходовать 200 млн долларов. В настоящее время канал проходим лишь для судов водоизмещением до 200 тысяч тонн.

Суэцкий канал является вторым после туризма источником валюты для Египта. В 2004 году он принес АРЕ 3,3 млрд долларов. Тогда через канал проследовали свыше 17 тысяч судов.

52.32MB | MySQL:103 | 0,501sec