Внешнеэкономические связи Ирана со странами Запада

Внешняя политика Исламской Республики Иран (ИРИ) после июньских президентских выборов 2005 года направлена на активизацию усилий по защите своих интересов в международном масштабе. Ее целью на современном этапе остается создание благоприятных международных условий для быстрого развития страны и повышения уровня жизни иранского народа. С учетом этого, несмотря на сохраняющуюся ее зависимость от религиозных принципов, руководство ИРИ выступает за развитие контактов практически со всеми государствами, в том числе и странами, входящими в НАТО.

Главные направления будущего внешнеполитического курса Ирана уже озвучены в ходе многочисленных заявлений М. Ахмадинежада, сделанных им после избрания на президентский пост. Их суть заключается в том, что новое правительство ИРИ будет выступать за многополярное мироустройство под эгидой ООН, в котором Иран и другие исламские страны будут формировать один из полюсов силы. Одновременно важное место в этом курсе, по словам президента ИРИ, будет отводиться деятельности кабинета министров, задача которого будет состоять в обеспечении благоприятных внешних условий для успешного развития иранского государства. По его утверждению, внешняя политика Тегерана будет направлена на развитие отношений с любым государством, считающимся с национальными интересами Ирана и готовым к взаимовыгодному сотрудничеству. В отношении же тех стран, в деятельности которых ранее прямо или косвенно проявлялись антииранские настроения, будет осуществлен переход от политики «бездействия к адекватным дипломатическим мероприятиям в рамках международного права».

Особенностью внешней политики ИРИ на европейском направлении является налаживание прочных торгово-экономических отношений с Европейским союзом и его ведущими государствами, в частности с Францией, Германией и Италией. Расширение переговорного процесса и заметное увеличение количества двусторонних встреч с представителями ЕС, рост числа подписанных договоров и соглашений в различных сферах экономики, особенно в нефтегазовой области, говорят о том, что Западная Европа заинтересована в сотрудничестве с Тегераном. Европейцы видят в ИРИ одного из энергетических партнеров, с которым уже сейчас намерены формировать тесные взаимоотношения. К тому же некоторые аналитики европейских стран полагают, что Иран реально создал барьер для транзита наркотических веществ из Афганистана в Европу.

Прежде всего, необходимо отметить прогресс в развитии внешней торговли Ирана с Европейским союзом. По предварительным данным статистического центра Еврокомиссии «Евростат», в 2004 году товарооборот, включая инженерно-технические услуги, между Ираном и ЕС составил около 23,4 млрд долл. США. Импорт европейских стран из Ирана возрос на 6% и составил около 9,1 млрд долл. США. На долю Германии, Франции и Италии приходится 77% всего экспорта Евросоюза в Иран, эти же страны являются основными европейскими экономическими партнерами Ирана.

По оценке «Евростата» на 1 июня 2005 года, экспорт Германии в Иран по сравнению с этим же периодом прошлого года вырос в два раза, а импорт из ИРИ сравним с показателями прошлого года. Французский экспорт и импорт увеличились в полтора раза. Италия в этом году должна увеличить товарооборот почти на 40%.

Германия, придавая большое значение укреплению своих позиций на иранском рынке, делает главный акцент на расширение капиталовложений немецких компаний в иранскую экономику. Берлин занимает первое место среди европейских инвесторов в иранскую экономику и участвует в реализации 19 различных проектов, в том числе строительстве ирригационных сооружений и создании инфраструктуры водоснабжения, строительстве электростанций, алюминиевого комбината «Аль-Мехди» в Бендер-Аббасе, завода пищевой промышленности и упаковки, строительстве опреснительной установки в Чахбахаре. Германия поддерживает членство Ирана во Всемирной торговой организации (ВТО).

Основными статьями экспорта Германии в Иран являются тяжелое оборудование и машины, продукция нефтехимической промышленности, генераторы и комплектующие детали для автомобилей. Иранский экспорт в Германию, кроме нефти, главным образом состоит из текстильной продукции, сухофруктов и сельскохозяйственной продукции.

Франция также является торгово-экономическим партнером Ирана. Так, в 2005 году Иран и Франция приступили к реализации долгосрочного (до 2010 г.) соглашения об экономическом сотрудничестве, которое подписали министры торговли двух стран в прошлом году. Соглашением предусматриваются активизация деятельности малого и среднего бизнеса обеих стран, расширение инвестиционного сотрудничества на взаимной основе в таких областях, как авиаперевозки, жилищное строительство, прогрессивные технологии, туризм, рыбное хозяйство, медицина, фармацевтика, строительство электростанций и метро, нефтегазовая промышленность.

Между французской компанией «Пежо-Ситроен», иранской компанией «САПКО» и администрацией свободно-экономической зоны (СЭЗ) «Кешм» решен вопрос о строительстве завода по производству автозапчастей на территории СЭЗ «Кешм». Основная часть продукции этого завода будет поставляться на экспорт. Иранская компания «САПКО» входит в промышленную группу «Иран Ходроу» и является крупным производителем комплектующих и запасных частей для автомобилей марки «пежо».

Франция и Иран сотрудничают в области создания инфраструктуры транспортных коридоров «Север-Юг» и «Восток-Запад». Тегеран закупил у Парижа 100 локомотивов на общую сумму более 245 млн евро, а французская компания «Тоталь» участвует в разработке месторождения «Южный Парс».

Еще одним главным торгово-экономическим партнером Ирана является Италия. Основные товары, экспортируемые Ираном в Италию, — нефть, продукция нефтехимической, горнорудной и металлургической промышленности, сталь, фрукты, сухофрукты, кожа, ковры. Главной продукцией, импортируемой Ираном из Италии в 2004 году, были машины, механизмы и промышленное оборудование. Однако двустороннее сотрудничество не ограничивается только импортом иранской нефти и экспортом итальянского оборудования для тяжелой иранской промышленности. Две страны заинтересованы в развитии взаимодействия в различных сферах, в том числе в области связи, транспорта, судостроения, автомобилестроения, сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности и экспорта инженерно-технических услуг. Италия готова участвовать в проектах производства, переработки, маркетинга и экспорта иранских сельскохозяйственных товаров.

Организация развития промышленности и рудников Ирана и итальянская компания «Ираско» строят завод по производству графитовых электродов. Стоимость этого контракта составляет около 155 млн евро. Италия участвует в освоении железорудного месторождения «Сангестан» в районе Нейшапура. Стоимость проекта составляет более 150 млн долл. США.

Итальянские компании активно участвуют в нефтегазовых проектах, осуществляемых в Иране. Так, компании «ENI» и «AGIP» задействованы в реализации обустройства газового месторождения «Южный Парс». В рамках соглашения о промышленном сотрудничестве между Ираном и Италией итальянская компания «Fata Aluminum Production» участвовала в модернизации алюминиевого комплекса «Аль-Мехди». Также продолжилось сотрудничество между иранской автомобильной компанией «Замьяд» и итальянской компанией «Iveco».

Помимо торгово-экономических связей, европейские страны проявляют заинтересованность в развитии других направлений сотрудничества с Ираном, в том числе и в весьма чувствительных областях, таких как военно-техническое сотрудничество (ВТС) и сотрудничество по линии спецслужб. Например, довольно тесное ирано-итальянское сотрудничество складывается именно по линии борьбы с незаконным распространением наркотиков. В текущем году успешное взаимодействие антинаркотических подразделений привело к интенсивному межведомственному диалогу между соответствующими службами двух стран. В апреле 2005 года Иран посетил заместитель руководителя антинаркотического ведомства Италии. В ходе этого визита было принято решение об учреждении в Тегеране представительства этого ведомства на постоянной основе.

С целью развития производственного потенциала собственной военной промышленности министерство обороны и поддержки вооруженных сил (МОПВС) Ирана предпринимает активные шаги по расширению круга зарубежных партнеров в военно-технической области. В этой связи руководство производственного объединения «Парчин» обратилось к испанской фирме «Explosivos alaveses» с просьбой рассмотреть вопрос о поставке в ИРИ технологической линии по производству боеприпасов к миномету «Hadid». Минимально необходимая производственная мощность линии — 1 млн мин в год. Вероятность реализации подобной сделки, по оценкам даже иранских экономистов, невелика в связи с тем, что сотрудничество Испании с Ираном в этой области неизбежно вызовет негативную реакцию со стороны США и сделка вероятнее всего останется нереализованной.

В целом, сотрудничество Ирана со странами Европейского союза в большей части сводилось к взаимовыгодным торгово-экономическим отношениям. Товарооборот, по данным на начало июня 2005 года, с основными странами Запада приведен в таблице.

Товарооборот Ирана с основными внешнеторговыми партнерами за I полугодие 2005 года (млн долл. США)

 

Страна Экспорт Импорт Товарооборот
Франция 2162 3140 5302
Италия 2220 2750 4970
Германия 790 3890 4680
Турция 2058 870 2928

Приведенные в таблице данные свидетельствуют, что наиболее активно на рынке Ирана работают французские, германские и итальянские компании. Вместе с тем пристальное внимание к нефтяной отрасли Ирана оказывается со стороны Великобритании и США. Стратегическая конкуренция между британскими, американскими и иными компаниями усилилась в нефтяной и газовой сфере сразу же, как только франко-германский капитал проявил интерес к освоению крупнейшего нефтегазового месторождения «Южный Парс» в Персидском заливе. Именно данный проект во многом определил дальнейшую политику Франции, Германии, Италии и Великобритании в Иране.

Великобритания предприняла попытки форсировать участие в конкурентной борьбе в иранском нефтегазовом секторе. Главным доводом должно было стать посредничество Лондона в развитии американо-иранских отношений, а также проведение лояльной политики по отношению к Ирану, которая заметно отличается от политических взглядов США. Великобритания не скрывает, что занимает относительно умеренную позицию в отношении ядерной программы Ирана, последовательно отстаивает преимущества иранских маршрутов транспортировки каспийской нефти, игнорируя интересы США и Израиля. Лондон, хотя и с оглядкой на США, пытается максимально использовать временную экономико-технологическую изоляцию Ирана со стороны США, чтобы с выгодой для себя заполнить возникающие «пустоты» и удовлетворить иранские потребности в новейших технологиях. Значительному расширению английского присутствия в Иране мешают страны, которые уже давно присутствуют на иранском рынке, в том числе Китай и Россия. Поэтому одной из задач США и Великобритании является противодействие развитию ирано-российских и ирано-китайских отношений.

В последние годы Иран рассматривается европейцами как обширный экономический рынок. Доходы ИРИ от экспорта нефти превышают 35 млрд долл. США в год. Хотя Иран и не столь платежеспособен, как арабские экспортеры нефти, он также стремится приобрести не только вооружения, но и современные технологии. Россия является ведущим конкурентом европейских государств, прежде всего Франции, Германии и Италии, в технологической сфере.

Франция особенно заинтересована в поставках в Иран гражданских и военных самолетов, металлургического и химического оборудования, средств противовоздушной обороны, малых и средних боевых кораблей, материалов стратегического назначения, а также в создании новых производств бронетехники и автомобилей.

Страны Евросоюза, в первую очередь Великобритания, Германия и Франция, стремятся воспользоваться ситуацией вокруг «иранского ядерного досье» для продвижения своих экономических и политических интересов на Ближнем Востоке. В обмен на отказ от работ в критических ядерных областях Ирану было обещано содействие в строительстве легководных ядерных реакторов, поставке топлива к ним, в заключении ряда соглашений по торговле и снятии имеющихся экономических санкций.

В свою очередь, иранское руководство проявляет растущее стремление к расширению контактов с ведущими европейскими и азиатскими странами, в первую очередь с Россией, с целью обеспечения их поддержки в случае обострения обстановки вокруг республики.

Международные финансовые организации считают Иран экономически относительно стабильной страной, выполняющей свои внешние финансовые обязательства. Реформирование иранской экономики и увеличение доли частного сектора создают перспективы крупных инвестиций не только в нефтяной и газовый секторы промышленности. Западноевропейские государства (в том числе страны НАТО) заинтересованы в транспортировке иранского газа в Европу в обход территории России. В этой связи вызывает большой интерес возможность прокладки газопровода по дну Черного моря. Ключевую роль в решении вопроса о маршруте и способах транспортировки иранского газа играют германские и французские банки, а также компании «Рургаз» и «Франсгаз». Однако именно эти банки и организации являются основными партнерами «Газпрома» и могут попытаться получить независимый от России источник газа и средства его транспортировки. Кроме того, американцы достаточно давно и убедительно заявили европейцам о своем отрицательном отношении к транспортировке иранского газа в Европу по территории России.

Таким образом, европейские страны будут стремиться применить в отношении Ирана такие же принципы, как и в отношении Ирака: преодоление монополии США и их партнеров в части разработки нефтяных и газовых ресурсов, эксплуатация Ирана как рынка сбыта продукции и технологий. Франция и Германия могут проводить в отношении Ирана согласованную политику, прежде всего в экономической сфере.

52.36MB | MySQL:106 | 2,077sec