О ситуации вокруг Арабского банка (2004-2005 гг)

После терактов, совершенных в США 11 сентября 2001 года, борьба с терроризмом вышла на новый этап развития. Различными странами мира были предприняты меры по борьбе с финансированием террористических организаций. В рамках кампании по предотвращению финансирования преступных сообществ были проведены акции, которые также коснулись и финансовых учреждений, к примеру, Арабского банк, расположенного в Иордании. Первое отделение Арабского банка открылось в Иерусалиме в 1930 году. Сейчас в активах Арабского банка находится приблизительно 32 млрд долл. Его филиалы действуют в 30 странах мира.

Несмотря на то что в последнее время в адрес этого банка особенно часто звучат обвинения в финансировании террористических организаций, его представители отказываются их комментировать, заявляя лишь о своей невиновности. Тем не менее существуют данные, говорящие о том, что отделения Арабского банка давно используются некоторыми террористическими организациями, подобными «Хамасу» (особенно дамаскским филиалом), для перевода средств на счета своих сторонников с целью финансирования операций, в частности, проводящихся на Западном берегу реки Иордан.

Некоторые из активистов «Хамаса», такие как Taбит Мардауи и Али Саффури, были задержаны спецслужбами Израиля. В ходе расследования их деятельности выяснилось, что этими лицами было открыто несколько банковских счетов, на которые переводились средства, шедшие через Арабский банк. Во время рейдов израильских войск на палестинских территориях на Западном берегу реки Иордан представителями спецслужб Израиля были обнаружены документы, подтверждающие факт передачи саудовскими организациями денег структурам, связанным с «Хамасом» и семьями террористов-смертников, через отделения Арабского банка, расположенные на Западном берегу реки Иордан(1).

В качестве другого примера можно привести использование Арабского банка полковником Мунир аль-Макда, также известным как Абу Хасан, для передачи средств “Бригаде мучеников аль-Аксы” — отделению движения ФАТХа. Начиная с середины 2001 года аль-Макда перевел приблизительно 40-50 тыс. долл. на счет Насера Увайса, одного из лидеров ФАТХа. По некоторым данным, эти средства пошли на закупку оружия, оборудования, транспорта и на другие расходы по осуществлению терактов как на территории Израиля, так и за его пределами(2). Арабский банк использовался для аккумулирования и перевода средств не только на территории стран Ближнего Востока. Используя возможности этого банка, ряд лиц, подозреваемых в причастности к деятельности “Аль-Каиды”, осуществили переводы средств из Испании в Пакистан и Йемен(3).

17 августа 2005 года Служба финансового контролера и Сеть по предотвращению осуществления финансовых преступлений министерства финансов США оштрафовали Арабский банк на 24 млн долл. за невыполнение положений американского законодательства по борьбе с отмыванием денег. Надо отметить, что подобный штраф является одним из самых больших в истории банковской деятельности США. Он был наложен через шесть месяцев после того, как министерство финансов США предписало перевести нью-йоркское отделение банка в ведение Федерального агентства по контролю над деятельностью банковского сектора. В настоящее время это отделение Арабского банка лишено самостоятельности в переводе финансовых средств. В активах нью-йоркского отделения Арабского банка, расположенного на Мэдисон авеню, имелось около 425 млн долл.

В пресс-релизе, выпущенном Арабским банком по поводу произошедшего, не признается факт нарушения каких бы то ни было законов, а сумма штрафа называется “необоснованно завышенной”(4). Представители Арабского банка настаивают на том, что это отделение “старательно” осуществляло программу по борьбе с отмыванием денег в отношении своих клиентов, однако его сотрудники не предполагали, что это касается и телеграфных денежных переводов, в которых банк выступает лишь посредником(5).

Глава Арабского банка Шукри Бишара назвал действия Службы финансового контролера “большим разочарованием”. Он заявил, что “основная трудность состоит в том, что полномасштабное применение правил и инструкций министерства финансов США в области борьбы с отмыванием денег затруднено тем, что многие из них являются крайне запутанными или находятся еще в стадии разработки”(6).

В документах, представленных широкой общественности, инспекторы министерства финансов США указали, что нью-йоркское отделение Арабского банка недостаточно планомерно осуществляло программу по борьбе с отмыванием денег и финансированием террористических организаций, а также не сообщало о подозрительных клиентах. В заявлении финансового контролера министерства финансов Джона Дагана особо подчеркивается важность того, «чтобы банки реализовывали эффективно действующие программы по борьбе с отмыванием денег. Они (программы) должны обеспечивать эффективную борьбу с финансированием терроризма и иными видами преступной деятельности”(7).

Необходимо отметить, что все попытки журналистов окончательно прояснить подробности данного дела провалились. Представители министерства финансов США отказались предоставить подробности расследования деятельности нью-йоркского филиала Арабского банка, а также представить свое видение спорной ситуации, возникшей с этим финансовым учреждением.

В США на федеральном уровне одним из основных распорядительных органов, регулирующих банковскую деятельность, является Совет управляющих Федеральной резервной системой (СУФРС). Этот орган совместно со Службой финансового контролера наблюдает за деятельностью иностранных банков в США, а также ревизует внешние операции банковских холдингов. Законом о международной банковской деятельности 1978 года были расширены полномочия Федеральной резервной системы США в отношении операций иностранных банков на территории этого государства. В соответствии с Законом о контроле над международным кредитованием 1983 года усилена роль Федеральной резервной системы в регулировании международной банковской деятельности.

В 1970 году в США был принят Акт о защите тайны банковских вкладов. Главной целью его принятия было предотвращение использования американских банков и других финансовых учреждений в качестве посредников в незаконном перемещении денежных средств, полученных незаконным путем, — к примеру, от продажи наркотиков.

Этот законодательный акт приобрел особое значение после событий 11 сентября 2001 года. Теперь банки обязаны сообщать обо всех подозрительных финансовых операциях, в ином случае им грозят штрафные санкции.

Финансовые учреждения в течение долгого времени высказывали свои нарекания относительно новых правил, введенных в рамках осуществления программы по борьбе с отмыванием денег. Представители банков неоднократно обращали внимание на то, что инструкции часто являются крайне запутанными, что позволяет инспекторам по-разному трактовать тот или иной их пункт.

После терактов 11 сентября орган надзора за иностранными активами министерства финансов США заморозил приблизительно 150 млн долл., находившихся на счетах юридических и физических лиц, подозреваемых или обвиненных в оказании содействия террористическим организациям и отмывании денег, полученных преступным путем.

Арабскому банку, крупнейшему банку, действующему на палестинских территориях, уже несколько раз предъявляли иски близкие американских граждан, убитых или раненых в ходе ближневосточного противостояния. Эти иски были предъявлены в связи с обвинением банка в пособничестве перемещению денежных средств на счета семей террористов-смертников.

Служба финансового контролера в свое время распространила заявление, в котором в очередной раз было отмечено предполагаемое участие структур Арабского банка в действиях «Хамаса» в Израиле, на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газы. В документе указывалось, что банк поддерживает так называемые благотворительные фонды, оказывавшие материальную помощь террористам-смертникам, действовавшим на вышеуказанных территориях и за рубежом. В гражданских судебных исках в отношении банка содержится обвинение в денежных выплатах семьям, по крайней мере, 200 смертников.

В июле 2004 года Федеральное большое жюри в Далласе предъявило обвинение одному из клиентов Арабского банка, а именно — благотворительной организации “Ви Холи Лэнд Фаундейшн фо Релиф энд Дивэлопмэнт” (“The Holy Land Foundation for Relief and Development”). Было заявлено, что с 1992 по 2001 годы руководство этого фонда аккумулировало средства, собранные различными исламскими организациями по всем Соединенным Штатам, и передавало их через Арабский банк для финансирования организации и практической реализации террористических актов в Израиле.

Адвокат из Далласа Марк Вебнер, который представлял интересы нескольких семей американских граждан, потерпевших в ходе террористических актов в Израиле, заявил, что он получил неопровержимые данные о том, что “Ви Холи Лэнд Фаундейшн фо Релиф энд Дивэлопмэнт” действительно на протяжении долгого времени являлась клиентом Арабского банка. Несмотря на подобную довольно тесную связь между организациями, связанными с террористической деятельностью, в июле 2004 года Арабскому банку удалось избежать обвинения в соучастии в террористической деятельности. В 2005 году обвинения повторились и привели к закрытию одного из ведущих филиалов Арабского банка за рубежом.

Несмотря на претензии, высказанные в адрес Арабского банка, отсутствие открытых документов расследования, проведенного американской стороной, заставляет подвергать сомнению их нерушимость, а значит, создает основу для подозрения в использовании данной истории с целью нажима на одно из крупнейших финансовых учреждений Ближнего Востока и достижения своих узкопрагматичных целей. В условиях нынешнего развития ближневосточного противостояния этот своеобразный козырь может оказаться для Соединенных Штатов далеко не лишним.

1. “Iran and Syria as Strategic Support for Palestinian Terrorism”, Document TR6-548-02, Israel Defense Forces, Millitary Intelligence, september 2002.

2. http://www.imra.org.il/story.php3?id=12156

3. “Spain-Based al-Qaeda Cell Wired Cash to Extremists, Judge Says”, Bloomberg News, 19.11.2001.

4. http://www.arabnews.com/20050818.html

5. Там же.

6. http://www.arabnews.com/20050820.html

7. http://www.treas.gov

62.87MB | MySQL:102 | 0,480sec