Размышления о российской политике на йеменском направлении

В настоящее время в Сане, Адене и ряде других йеменских крупных центрах местными политологами и экспертами активно распространяется информация о том, что бывший президент страны А.А.Салех, который в настоящее время является одним из двух основных сегментов сопротивления силам аравийской коалиции, в ближайшие двое суток на российском самолете (прибудет по согласованному с КСА коридору из Сирии) будет доставлен в Москву для личных переговоров с российским руководством. В центре переговоров якобы будет вопросы выхода из йеменского кризиса, в том числе и в рамках достижения компромисса с Саудовской Аравией по вопросу дальнейшего обустройства страны. Договоренности об этом были де достигнуты во время переговоров саудовского монарха Сальмана с президентом РФ В.В.Путиным. С появлением этой информации отметим несколько моментов.

  1. Йеменский конфликт безусловно обсуждался во время недавних российско-саудовских переговоров, но мы далеки от той мысли, что по их итогам Москва вдруг обязалась уговаривать А.А.Салеха капитулировать и отказаться от совместного альянса на этом направлении с проиранскими хоуситами.
  2. Переговоры между представителями А.А.Салеха и наследного принца и министра обороны КСА Мухаммеда бен Сальмана при посредничестве ОАЭ шли практически всю вторую половину лета, и ни к чему не привели. Важным индикатором успеха или неуспеха таких консультаций является факт возвращения «законного» президента Йемена А.М.Хади в Аден, что до сих пор так  не произошло. Вместо этого саудовцы начали спешно укреплять свою приграничную инфраструктуру на границе с йеменской провинцией Хадрамаут и даже уже контролируют йеменскую территорию в этой провинции на глубину более 50 км. Эмиратовцы же в свою очередь усиленно укрепляют свое военное присутствие в том же Хадрамауте через формирование там местного салафитского ополчения, которое тренируют специально нанятые и переправленные в Йемен бывшие офицеры иракской армии времен С.Хусейна. То есть налицо явные элементы конкуренции, но нет никаких прорывов на этом направлении примирения А.А.Салеха с Эр-Риядом, поэтому не совсем логичным выглядит в этой ситуации привлечение России к этому процессу. Что такое новое может предложить А.А.Салеху Москва, и что самое главное — зачем.

3.Позиция Москвы на йеменском направлении на сегодняшний день заключается в сохранении нынешнего положения вещей, то есть силового равновесия между силами аравийской коалиции и противостоящими им проиранскими хоуситами в блоке с А.А.Салехом. Причем с явной большей симпатией со стороны Москвы по отношению к последним. Дело даже не в создании проблем для КСА именно в его «мягком подбрюшье» за счет этого фактора, но и еще и в том, что подавляющее количество руководителей российского МИДа, которые сейчас курируют йеменское направление, в общем-то карьерно выросли и состоялись в эпоху президентства А.А.Салеха и до сих пор поддерживают с ним и его ближайшим окружением рабочие отношения. Как собственно и с хоуситами.  При этом отметим, что позиции самого А.А.Салеха в этом альянсе самым серьезным образом пошатнулись, в том числе и в силу репрессивных и ограничительных мер со стороны хоуситов в конце августа-сентября с.г. И поводом для них был как раз факт переговоров А.А.Салеха с Эр-Риядом и его попыток играть на этой площадке путем вброса  различного рода информации о готовности отвести подконтрольные себе силы Республиканской гвардии от позиций в том же Таизе в пользу сил аравийской коалиции. И сдача крупнейшего военного лагеря в этой провинции без боя еще больше такие настроения в руководстве хоуситов усилили. Зачем Москве в этой ситуации вести какие-то переговоры с А.А.Салехом, непонятно. Хотя опять же лобби бывшего йеменского лидера в российском МИДе со счетов сбрасывать не надо.

Поэтому закономерен циничный вопрос: нужно ли Москве достижение компромисса в Йемене на условиях Эр-Рияда путем оказания нужного давления на А.А.Салеха? Нет, не нужно. Есть конечно соблазн показать свои возможности на йеменском направлении и таким способом   лишний раз позиционировать растущий геополитический статус Москвы. Но все это очень вторично. В основе мотивировки для таких действий должно лежать не только афиширование своих дипломатических возможностей на йеменском направлении с трудно предсказуемым результатом. А.А.Салеху нужно только одно: возвращение своего клана во власть. Москва ему гарантировать этого не может по многим причинам. В том числе и в силу автоматического понижения уровня доверия в отношениях с теми же хоуситами и Тегераном. Но главное в другом. Сохранение постоянного очага напряженности в Йемене для Саудовской Араии дают России хорошие шансы для отвлечения возможностей Эр-Рияда от того же сирийского направления. Тем более сейчас, когда США стараются активно использовать его для исламизации и «афганизации» сирийского конфликта в рамках противостояния наступлению сирийских войск при поддержке российских ВКС. Кризис в Йемене является для Эр-Рияда задачей гораздо более приоритетной, нежели чем сирийское направление, просто в силу чистой географии и вопроса спорных нефтеносных провинций Йемена. И нынешнее положение дел оттягивает очень значительный  силы и средства КСА, которые в случае успокоения ситуации в Йемене по лекалам Эр-Рияда, несомненно будут переправлены в ту же Сирию. А там на кону стоит сохранение и укрепление саудовского влияния в рамках доминирования над вооруженным сегментом оппозиции на фоне нарастающей конкуренции с Турцией на этом направлении. И единственным вариантом сохранения такого доминирования является исключительно джихадистский механизм. Другого у Эр-Рияда просто нет. Верность своему американскому союзнику КСА уже доказало. В том числе и путем организации отвлекающего наступления подконтрольных себе группировок из Идлиба. Верность договоренностям Эр-Рияда с Москвой пока никто внятно не доказал. Одновременно продолжение напряженности в Йемене стимулирует расхождение и кризис отношений между КСА и его ближайшим партнером по ССАГПЗ в лице ОАЭ, что также играет на интерес Москвы. И именно такие соображения должны определять общий вектор российской политики на йеменском направлении, а не сиюминутные желания достигнуть дипломатического успеха с в общем-то нулевым результатом в итоге.

62.82MB | MySQL:102 | 0,606sec