Что стоит за активизацией борьбы алжирских силовиков с терроризмом

Подразделениям правительственной Национальной народной армии (ННА) Алжира в период с 1 сентября по 1 октября текущего года удалось ликвидировать в разных регионах страны восемь террористов, входивших в состав вооруженных группировок, и еще двоих арестовать. Об этом говорится в обнародованном во вторник сообщении Министерства национальной обороны североафриканской республики. «В рамках мер по борьбе с терроризмом силы ННА ликвидировали восьмерых террористов, двоих арестовали, а еще пятеро сами сдались властям», — говорится в коммюнике. Армейские отряды в результате поисковых операций обнаружили и уничтожили 32 тайных хранилища боевиков, в которых они прятали свои арсеналы, в частности, автоматы, гранатометы, штурмовые винтовки и снаряды. Подразделения Национальной народной армии Алжира в настоящее время проводят антитеррористические операции в провинциях Джиджель и Батна на севере страны. Об этом говорится в обнародованном 20 октября сообщении Министерства национальной обороны североафриканской республики. По сведениям ведомства, в Джиджеле ликвидированы два террориста, еще один схвачен. В Батне арестован один боевик. Армейским отрядам также удалось захватить арсенал радикалов — несколько автоматов и боеприпасы к ним. Все эти мероприятия на побережье страны и приморских районах в общем-то серьезно активизировались в последнее время в силу нескольких причин.

  1. Алжирские силовики таким образом пытаются воздействовать на активность джихадистов из условно «Аль-Каиды исламского Магриба» (АКИМ), которая в прошлом месяц сумела достигнуть договоренности с туарегскими группами о воссоединении в зоне Сахеля. Напомним, что туареги после падения режима М.Каддафи в общем-то оказались «бесхозными» (ранее они получали постоянную финансовую поддержку от Триполи, что давало возможность Каддафи удерживать их от активизации сепаратистских настроений прежде всего в зоне стран регионального объединения ЭКОВАС, и тем самым держать эти страны в зоне своего влияния), и это стимулировало их на отделение прежде всего под лозунгами государственного обособления. На этом фоне туареги рассорились с алжирской группой АКИМ, с которой они собственно ранее совместно участвовали в операциях по «крышеванию» контрабанды (начиная от наркотиков и заканчивая миграционными потоками) и захвату иностранцев в заложники с целью получения выкупа. Проблема, как всегда, крылась в недовольстве размерами получаемой прибыли. Теперь этот союз восстановлен, и алжирские силовики «подчищают» именно ту часть АКИМ в ключевых точках контрабандного потока на севере страны, которая вышла из-под контроля. Если еще проще, силовики, которые на разных этажах своей иерархии постоянно были вовлечены в такого рода крайне выгодные коммерческие операции, наводят порядок во вновь создаваемых логистических цепочках контрабанды, ставя ее под свой контроль. Отсюда очень точечные ликвидации конкретных персонажей, которые не подчиняются новым условиям игры на этой площадке.
  2. Оказание материально-технической поддержки алжирской армии со стороны в основном США и в меньшей степени Франции в рамках борьбы с джихадистами в Магрибе и регионе Сахеля. Эти льготные поставки надо отрабатывать, и алжирцы пока демонстрируют это воочию.
  3. Впереди очень нелегкий период для алжирских властей, связанный с передачей власти в руки преемника престарелого и фактически недееспособного президента А.Бутефлики. И за это место сейчас идет ожесточенная борьба в алжирской элите. В том числе и по вопросу привлечения умеренных исламистов в законодательную власть страны и за счет этого получения поддержки в этой электоральной базе. То есть сторонники компромисса с исламистами в общем-то, как ни странно, присутствуют именно в клане нынешнего президента. И их позиции в принципе серьезно укрепились после отстранения от власти прежних руководителей армии и спецслужб во главе с генералом Медьеном. Всю нынешнюю активность по усилению позиций «карманных» исламистов на фоне точечных ликвидаций эксперты связывают с именем нового координатора генерала А.Тартага, который активно разыгрывал «исламистскую карту» практически всю свою служебную карьеру и считался безусловным мастером операций по точечным ликвидациям. При этом большинство агентурных связей в этой среде замыкаются именно на А.Тартага. Ряд экспертов в этой связи указывают на то, что, что А.Тартаг явно работает как противовес  восходящей звезде алжирской армии генералу Ахмеду Гаиду Салаху. Таким образом клан Бутефлики во  главе братом президента Саидом пытается усилить свои позиции в предстоящей борьбе за власть за счет использования в предвыборной борьбе прирученного крыла алжирских исламистов.

А.Тартаг также стоит и за последними по времени изменениями в тактике силовиков на границе с Сахелем и Ливией. В данном случае основным куратором операций там является Департамент военной разведки, который не только отвечает за агентурную разведку, но и самым серьезным образом усилил в последнее время на ливийской границе сегмент радиоразведки за счет размещения передвижных и стационарных постов. Кроме того, алжирская военная разведка вернулась к испытанной тактике — привлечению к патрулированию приграничных территорий  сил местных племенных образований туарегов. В случае с ливийской границе это бригада мехаристов, которая оперативно подчиняются командованию 4-го военного округа в Уаргле. Причем мониторинг границы осуществляется передвижными патрулями туарегов на верблюдах, для чего Министерство обороны даже намерено закупить еще несколько десятков голов. Эта практика себя оправдывает не только в рамках резкого снижения финансовых издержек на мониторинг границы, но и в силу достигнутых результатов.  Прежде всего в силу отличного знания местных условий бойцами иррегулярных формирований. По ряду данных, руководство военной разведки сейчас ориентирует туарегов исключительно на поиск и нейтрализацию групп джихадистов, которые контролируют логистические цепочки на границе. При этом вопрос борьбы с нелегальной миграцией сейчас признан второстепенным. Это также указывает на то, что алжирские силовики активно «подчищают» основные каналы финансовой подпитки местных исламистов и ставят финансовые потоки на этом направлении под свой контроль.

52.22MB | MySQL:103 | 0,472sec