О состоянии гражданского общества в Турции

Гражданское общество в Турции переживает не лучшие времена. После попытки переворота в июле прошлого года власти Турции всерьез занялись чисткой не только от гюленистов, но и всех нежелательных лиц в стране, иными словами начали «охоту на ведьм». Нужно отметить, что объявленный режим чрезвычайного положения в стране, который в шестой раз подливается, дает широкие полномочия властям для арестов и для судебной системе в целом.

В начале июня турецкие власти арестовали в Измире главу местного филиала Amnesty International Танера Кылыча по подозрению в причастности к попытке военного переворота в июле 2016 года. Вместе с ним были задержаны еще 22 сотрудника турецкого офиса организации.

В докладе организации о нарушениях прав человека в 2016 году говорилось, что после попытки госпереворота «десятки тысяч людей оказались за решеткой, была приостановлена деятельность сотен НКО, множество СМИ было закрыто, а в районах преимущественного проживания курдов продолжались военные операции».

Последним вопиющим действием стало задержание известного турецкого бизнесмена, активиста и яркого представителя турецкого гражданского общества Османа Кавалы в аэропорте Стамбула 18 октября. После ареста началась активная кампания против бизнесмена. Колумнист проправительственной газеты «Йени Шафак» Айдын Унал даже сравнил Османа Кавалу с Фетхуллахом Гюленом, исламским проповедником проживающим в США, которого турецкие власти считают главным организатором путча 2016 года. «Совершенно очевидно, что Кавала, как и Гюлен, является внутренне собранным инструментом, с детским лицом замаскированным миролюбивыми и показательно-гуманитарными идеями, для осуществления операций Запада в Турции», — пишет колумнист.

По меньшей мере 62 000 человека были арестованы, а 111 000 человека были уволены с государственной службы со дня попытки переворота. Однако заключение О.Кавалы имеет некий исключительный характер. Оно усугубило кризис в отношениях Турции с Европой, так как О.Кавала широко известен в европейских кругах, особенно в ряде проектов, направленных на укрепление доверия между Турцией и Арменией. О.Кавала также сотрудничал с турецким правительством в рамках проектов некоммерческой организации Anadalu Kultur по восстановлению древних армянских и греческих церквей. Отметим, что большая часть деятельности О.Кавалы осуществлялась именно через эту организацию. О.Кавала является одним из турецких интеллектуалов, посетивших в Ереване мемориальный комплекс Цицернакаберд, посвящённый жертвам Геноцида армян 1915 года. «В первую очередь должна быть предпринята искренняя попытка турецких властей взглянуть на историю, на то, что случилось, открыть и должным образом изучить архивы», — сказал он в одном из своих интервью.

Считается, что группа, главная цель которой — дискредитировать критические мнения о правительстве, имеет тесные связи с зятем Р.Т.Эрдогана, министром энергетики Бератом Албайраком. Широко известно, что его команда поощряет пропаганду в СМИ против бывшего премьер-министра Ахмета Давутоглу, который был вынужден уйти в отставку из-за «связей с Гюленом».

Известная турецкая журналистка, эксперт по курдскому и армянскому вопросу Амберин Заман пишет, что вся деятельность О.Кавалы теперь будет служить доказательством его сотрудничества с врагами Турции. «Его усилия для продвижения мира между Турцией и угнетенными курдами сегодня манипулируют с целью очернить его имя. Его обвиняют в авторстве лозунга «мы не сделаем тебя президентом», который помог впервые продвинуть прокурдскую Партию демократии народов в парламент на парламентских выборах в июне 2015 года».

Арест О.Кавалы вызвал шквал критики у европейских официальных лиц. Министерство иностранных дел Франции назвало О.Кавалу «одним из самых важных и уважаемых фигур турецкой сферы культуры и гражданского общества». Пресс-секретарь Госдепартамента США Хизер Нойерт сказала, что задержание О.Кавалы стало еще одним примером «очень тревожной тенденции» в Турции. «Мы неоднократно выражали турецкому правительству наши опасения по поводу этой тенденции … Это по-прежнему вызывает серьезную обеспокоенность у нас»,- заявила Х.Нойерт.

На следующий день после ареста О.Кавалы в своем доме был задержан Шабан Кардаш, директора Центра стратегических исследований Ближнего Востока в Анкаре, что привлекло значительно меньшее внимания. Ш.Кардаш, который был в тесных связях с правительством, был задержан, предположительно в рамках того же расследования.

«Обвинительное заключение против группы свидетельствует о том, что турецкие власти расширяют практику преследования обычной гражданской деятельности как террористических преступлений», — пишет Нейт Шенккан из правозащитной организации Freedom House в Нью-Йорке.

«Все это нужно оценивать в более широком контексте, главной целью является заставить замолчать всех существующих и потенциальных критиков правительства», — пишет «Аль-Монитор».

Первая волна арестов была направлена против «нежелательных» журналистов и политиков. Следующая волна касается уже активистов гражданского общества, а что заключительная фаза, которая будет охватывать профессиональные круги: юристов, врачей, экологов, еще впереди.

52.25MB | MySQL:103 | 0,543sec