Об американо-южносуданских отношениях

Постоянный представитель США при ООН Никки Хейли была эвакуирована из лагеря беженцев в Южном Судане в связи с тем, что там во время ее визита начались протесты и беспорядки. Об этом сообщил в среду американский телеканал Эм-эс-эн-би-си.  По его данным, инцидент имел место в районе столицы страны — города Джуба. В лагере начались протесты против властей Южного Судана, которые переросли в беспорядки. Имело место мародерство. Как отмечает телеканал, «возникли опасения по поводу безопасности» Хейли. Постпред США при ООН покинула лагерь беженцев, однако продолжит визит по региону. «Опасения» возникли сразу же после разговора Н.Хейли с президентом Южного Судана С.Кииром, и события в лагере характеризуют собой закамуфлированный ответ Джубы на последние по времени предупреждения Вашингтона. Этот разговор, по ряду данных, был сильно неприятным для южносуданского президента. В общем-то визит Н.Хейли в Южный Судан носил характер «последнего предупреждения», и общий вывод из всего того, что она наговорила  южносуданскому лидеру, можно выразить очень просто: «Вашингтону надоело слушать разговоры С.Киира, он хочет видит действия». «Мы сказали ему , что США больше не хочет слышать одни обещания. Я здесь не для того, чтобы слушать его. Я здесь для того, чтобы сказать, что он сейчас находится на последней точке принятия решения. Необходимы реальные слова по установлению мира, а не обещания. Мы не видим никакого желания правительства и президента предпринимать реальные действия по имплементации достигнутых соглашений (т.н. «Инициатива ИГАД») по выходу из кризиса», — заявила представитель США при ООН. В такой тональности с С.Кииром мог позволить себе разговаривать только президент Судана О.аль-Башир. Во время их личных встреч южносуданский президент всегда, несмотря на уровень напряженности в двусторонних заявлениях, выглядит провинившимся учеником перед строгим учителем. Но в случае с Н.Хейли видимо все было несколько иначе. «Президент Трамп готов в случае необходимости давить на африканских лидеров, и С. Киир в данном случае не является исключением. Мы откровенно констатируем, что мы потеряли доверие к южносуданскому президенту в рамках его реальных действий по установлению перемирия согласно плану ИГАД. Если в ближайшее время мы не увидим прогресса, то вновь поставим вопрос о полном прекращении помощи со стороны США Джубе и оказания на него дальнейшего давления со стороны международного и регионального сообщества», — отметила Н.Хейли. То есть, другими словами, Вашингтон взял жесткий курс на принуждение С.Киира к реальному выполнению условий по инкорпорации оппозиции во властные структуры и формированию единого правительства для подготовки всеобщих выборов. Отметим, что помимо американской помощи, Вашингтон в общем-то жестко давит на Джубу уже довольно продолжительное время, и кризис в отношениях начались вскоре после избрания президентом Д.Трампа. 6 сентября  с.г. Департамент по контролю за международными счетами (OFAC) США выдал предписание о замораживании счетов основных функционеров пропрезидентской партии Южного Судана Суданского народно-освободительного движения (СНОД), включая президента С.Киира. Это вызвало гневный ответ со стороны МИД Южного Судана, которое выразило недоумение, «почему санкции вводятся именно в том момент, когда Джуба начала процесс исполнения рамочной программы ИГАД по выходку из кризиса». МИД при этом потребовал от американского посольства без промедления передать письмо с протестом в Вашингтон. До этого в мае с.г. С.Киир  отказался от приема в Джубе спецпредставителя США по суданскому урегулированию. До этого, по некоторым данным, американцы вывели из Южного Судана свой спецназ и большую часть частных охранных компаний. Упорство С.Киира и его саботаж «Инициативы ИГАД» в общем-то объясняется просто — он не желает делиться властью с оппозицией, которая состоит в основном  из представителей этнических нуэр. И его в этом сильно поддерживает президент Уганды Й.Мусевени, которого в данном случае волнуют больше не права нуэр, а усиление таким образом его главных региональных конкурентов. Прежде всего в лице Эфиопии и Кении. Но осложнение отношений Южного Судана и США имеет помимо всего и другую подоплеку. Собственно С.Киир и до прихода к власти Д.Трампа не хотел делиться властью и всячески игнорировал любые региональные инициативы, на что Вашингтон просто  не обращал внимания. А вот теперь почему-то озадачился «страданиями южносуданского народа». Именно это, не больше и не меньше, сейчас предъявляет Вашингтон  С.Кииру.

Все дело в том, что С.Киир представляет собой личный проект не просто Вашингтона периода Б.Обамы, а лично тогдашнего госсекретаря США Х.Клинтон и ее афро-американского окружения в Госдепартаменте США. В том варианте требований США к Хартуму в плане его государственных гарантий Южному Судану о предоставлении государственной независимости было очень много от чисто африканского «черного» расизма и гораздо меньше — от здравомыслия и прогнозирования  последствий.  Американцы тогда делали все возможное для того, чтобы обособить «черный» Южный Судан в рамках противопоставления его «арабскому» Судану. И делалось это все далеко не бескорыстно. По некоторым данным, руководство СНОД сильно «делилось» со своими кураторами в американском Госдепартаменте США. Вот собственно персона самой Х.Клинтон как основного конкурента Д.Трампа и определяет сейчас жесткую чистку  ее африканского лобби в Госдепартаменте США, и,  как следствие,  трансформацию всей ее прежней политики на африканском континенте. Если Х.Клинтон не любила Хартум, то сейчас с него снимают  санкции. Если Клинтон поддерживала С.Киира, то сейчас его надо безусловно «утопить». И ведь «утопят».

 

52.2MB | MySQL:103 | 0,556sec