О визите президента Судана О.аль-Башира в КСА

24 октября с.г. президент Судана О.аль-Башир совершил неожиданный однодневный визит в Эр-Рияд, где встретился с королем Сальманом. На встрече присутствовали в основном министры силового и финансового блока, на основании чего можно сделать вывод о целях визита суданского лидера в КСА. О них немного ниже, а пока отметим, что суданский лидер так и не получил аудиенцию у наследного принца и министра обороны королевства Мухаммеда бБен Сальмана. Да и присутствующие на консультациях фигуры  (Мутаиб бен Абдель Азиз — командующий Национальной гвардией, Фейсал бен Бандар  бен Абдель Азиз — губернатор столичной провинции, и др.) не входят в ближний круг  сына короля.  Никаких официальных заявлений о целях визита опубликовано не было, но часть консультаций была совершенно оправданно посвящено двум вопросам.

  1. Стимулированию Эр-Рияда на дальнейшие усилия  по удалению Судана из американского террористического списка. И в отношении этого О.аль-Башир получил гарантии лично от короля, который заявил, что он будет лично предпринимать усилия на этом направлении. «Безопасность Судана является частью безопасности КСА», — сказал король. Не больше и не меньше. В этой связи король предложил создать совместную саудовско-суданскую комиссию именно по вопросам безопасности. О.аль-Башир в свою очередь отметил, что «Судан и далее будет прилагать все усилия по укреплению безопасности КСА». Если мы расшифруем все эти высокопарные высказывания, то в сухом остатке остается следующее. О.аль-Башир приехал просить выделение дополнительных ассигнований для содержания суданского контингента, который по просьбе КСА сейчас находится в Йемене в рамках участия в аравийской коалиции. Собственно по этой причине как раз накануне визита «ручной оппозиционер» в суданском парламенте в лице лидера партии «Реформы сейчас» Осман Ризк неожиданно публично призвал Хартум вывести суданский контингент из Йемена в силу «непрозрачности задач, которые они там решают». Такие сигналы на Востоке не бывают просто так. На сегодня суданцев в Йемене насчитывается 3000. Погибло в боях около 80 военных, включая четырех офицеров. И просьба суданского президента выплатить за это дополнительную компенсацию в Эр-Рияде восприняли благосклонно.
  2. Более активное участие финансовых институтов КСА по вопросам инвестиций в Судан в крупные инфраструктурные проекты и организации под эгидой Эр-Рияда крупной конференции спонсоров под крышей ЛАГ на территории королевства. Это стало возможным после того, как США в этом месяце сняли часть санкций, которые препятствовали интеграции Судана в мировой финансовый рынок.

За скобками комментариев осталась еще одна важная тема. Это посредническая миссия О.аль-Башира в рамках организации консультаций между Дохой и странами арабской «четверки». Если говорить совсем просто, то О.аль-Башир, который сохранил с Дохой доверительные и рабочие отношения, привез в Эр-Рияд некие катарские предложения о достижении компромисса. При этом отметим, что такие же предложения назрели и у Эр-Рияда, который начинает осознавать всю тупиковость этого противостояния. После визита в Эр-Рияд суданский президент собирался посетить с блиц-визитами Кувейт и Катар. Естественно для «сверки часов», что само по себе говорит нам о том, что он получил «добро» на дальнейшие свои усилия на этом направлении от короля Сальмана. Таким образом, Хартум сейчас участвует в попытках организации нового тура переговоров по выходу из катарского кризиса на кувейтской «площадке». И Кувейт на предложение участвовать  в процессе предстоящих консультаций в рамках предоставления своей «площадки» уже согласился.

Вновь вернемся к теме отсутствия на этих переговорах наследного принца. Это второй момент отсутствия Мухаммеда бен Сальмана на важных международных консультациях за последний месяц. Он не приехал в Москву, сейчас его дистанцировали от важных суданских консультаций, на которых министр обороны должен быть по определению. И дистанцировал его лично король Сальман, который вынужден сейчас перевести управление важными темами на международном треке в ручной режим, несмотря на состояние своего здоровья.  Это свидетельствует о том, что в Эр-Рияде назрела критическая масса недовольства значительной части саудовской элиты по вопросам внешнеполитических инициатив сына короля, а также его планами внутренних реформ. Король этот сигнал услышал и пока отстранил сына от участия в принципиальных вопросах внешней политики. Безусловно он стремится закруглить активное участие Эр-Рияда в сирийском корфликте, выйти на какие-то компромиссные решения в рамках участия КСА в Йеменском конфликте и патовой ситуации в противостоянии с Катаром. И очень может быть, что он сделает это в последнем случае без сильной оглядки на недовольство со стороны ОАЭ и АРЕ. Но в любом случае роль Мухаммеда бен Сальмана в принятии принципиальных решений на внешнеполитическом  треке пока заморожена, что неслучайно, поскольку молодой и не в меру ретивый наследник успел наломать дров и в тех же Сирии и Йемене, и в рамках инициирования кризиса с Дохой. В последнем случае он совершенно неоправданно поддался на чисто провокационные действия ОАЭ и АРЕ. Теперь король старается скорректировать эти промахи. При этом отметим, что эта «опала» не носит долгосрочного характера. Король просто пока снимает таким образом градус недовольства его действиями со стороны саудовской элиты, что не отменяет его планов о передаче ему верховной власти в королевстве в принципе. В общем-то такое положение дел может самым прикладным и позитивным способом сказаться и на динамике провокационных действий просаудовских группировок против российских и сирийских войск в Сирии.

52.18MB | MySQL:103 | 0,680sec