О расширении военно-технического сотрудничества Пакистана с КНР и странами Южной и Юго-Восточной Азии

ВТС Пакистана и КНР

По информации китайских источников, ВВС Пакистана подписали контракт на поставку 12 легких истребителей «Цзянь-10Б» и дополнительный протокол о намерении приобрести всего около 150 самолетов данного типа. Китайские специалисты отмечают, что подписание подобного документа стало возможным после того, как американские законодатели отказали в софинансировании поставки партии истребителей F-16 Block 52 для Исламабада, который не может позволит выделить дополнительные 700 млн долл. США. Указанная сумма необходима с учетом того, что стоимость одного американского истребителя достигает 80 млн долл. США, тогда как один новый «Цзянь-10Б» обойдется пакистанским военным всего 42 млн.долл.США.

С учетом того, что китайские самолетостроители выпускают по 2-3 истребителя указанной модели (модификации) в месяц, то такой контракт может быть легко выполнен в течение ближайших шести месяцев с учетом необходимых приемо-сдаточных испытаний.

Китайские специалисты сообщают, что ВМС Пакистана и представители «Китайской кораблестроительной торговой компании» ведут переговоры о поставках сторожевых кораблей, однотипных проекту С28А, которые разработаны и поставлены ВМС Алжира.  Представляется возможным сообщить следующие тактико-технические характеристики указанного СКР

Таблица 1.

ТТХ СКР проекта С28А

Характеристика/проект С28А
Длина 120
Ширина 14,4
Осадка 3,87
Стандартное водоизмещение 2880
Полное водоизмещение 3144
Максимальная скорость 28
Экономическая скорость 15
Дальность плавания 5000
Экипаж 70
Модель АУ, калибр (мм) PJ26 , 76 (один ствол)
Скорострельность (выстр/мин) От 10 до 60
Максимальная дальность обстрела наземной/морской/воздушной цели (км) 12/8/6
ПКР (кол-во) С-802 (8)
Торпедное вооружение 2 трехтрубных торпедных аппарата В-515 для торпед А-244
Зенитное ракетное вооружение 8 механизированных ПУ ЗУР малой дальности FM-90N  (ВМС НОАК имеют обозначение HHQ-7) или Sea Aspide
Зенитное пушечное вооружение, калибр (мм) 2 семиствольные зенитные пушки 730B, 30 мм
Силовая установка 4 дизельных двигателя MTU серии 12V 1163 TB93 мощностью 5954 л.с./4440 кВт

Необходимо указать, что в «алжирском» варианте корабль насыщен электронными системами европейского производства, которые устанавливают специалисты западных компаний. Вполне возможно, что для пакистанских партнеров китайские разработчики предложат свою продукцию, что позволит создать корабль с приемлемой стоимостью. Вероятно, такие корабли позволят ВМС Пакистана в ближайшее время снять с вооружения морально устаревшие фрегаты проекта «Оливер Х.Пэрри» американского производства.

 

ВТС Пакистана и Шри-Ланки

По данным СМИ КНР, военно-политическое руководство Пакистана и Шри-Ланки достигли договоренности о поставке для ВВС островного государства  восьми новых легких одномоторных истребителей китайско-пакистанского производства под обозначением JF-17 «Гром» в модификации Block 1. Известно, что на вооружении четырех эскадрилий ВВС Пакистана находится около 70 истребителей JF-17 «Гром» Block 1, тогда как пятая сформирована из более современных самолетов второй модификации.

Согласно информации китайских специалистов, руководство Шри-Ланки неоднократно тормозило переговорный процесс по нескольким причинам.

Во-первых, представители ОПК РФ  предлагали приобрести схожее количество истребителей МиГ-29 после модернизации по цене от 20 до 25 млн долл. США за единицу, в также предлагали ВВС Шри-Ланки провести модернизацию наличных МиГ-27 и МиГ-23.

Во-вторых, индийские самолетостроители неоднократно выходили на официальный Коломбо с предложение о поставке легких одномоторных истребителей TEJAS, однако данный боевой самолет устарел морально еще в процессе разработки, который занял почти 30 лет. Кроме того, ВВС Шри-Ланки известны практически все случаи аварий данных истребителей, в большинстве которых, основная причина – это отказ техники.

Однако даже с учетом указанных моментов, а также противодействия официального Нью-Дели по выделению займов контракт на поставку новых истребителей  был заключен.  Необходимо указать, что определенную роль в этом сыграл бывший Командующий ВВС Шри-Ланки, совершивший не менее десяти визитов в Пакистан, в ходе которых добился исключительно выгодных условий от представителей ОПК КНР и Пакистана.

Следует отметить, что поставка истребителей третьего поколения JF-17 позволяет официальным Исламабаду и Пекину продемонстрировать как возможности предприятий национальных ОПК в отдельности, так и эффективность реализации совместных проектов в отличие от российско-индийского взаимодействия, которое осложняется в свете активизации США на индийском направлении. В случае если ВВС Шри-Ланки продолжат практику безаварийной эксплуатации новых истребителей, то вполне вероятно, что контракты на их поставку заключат и такие страны как Бутан, Непал, Бангладеш и даже Мальдивы.

Отличительной особенностью истребителей JF-17 «Гром» в данной модификации является отсутствие системы дозаправки в воздухе, однако это вполне допустимо с учетом размеров государства, а значит площади воздушного пространства, которое подлежит охране силами ВВС и ПВО. Стоимость одного такого самолета составляет 29 млн долл. США.

С учетом указанной стоимости, очевидно, что ланкийские военные получат новые машины, которые пакистанские специалисты собирают из комплектующих китайского производства с применением турбореактивных двигателей РД-93 российского производства.  Вероятно, принятие на вооружение таких боевых самолетов позволит частично обновить авиационный парк ВВС островного государства, в котором находятся китайские истребители «Цзянь-7», советские/российские МиГ-23 и МиГ-27 и израильские Kfir C2, C7.

 

ВТС КНР, Пакистана и Мьянмы

Кроме того, следует обратить внимание, что китайские и пакистанские партнеры уладили все вопросы по поводу контракта на поставку для ВВС Мьянмы партии из 16 истребителей JF-17 в модификации Block 2. Указанные боевые самолеты оснащаются системой дозаправки в воздухе (первый успешный полет выполнен в 2016 г.), однако их выпуск налажен пока только на авиастроительном предприятии в г. Чэнду.

Следует отметить, что вместительность топливных баков истребителя JF-17 Block 2 достигает 2300 литров, при этом максимальный взлетный вес составляет 13000 кг. Именно благодаря системе дозаправки в воздухе данный истребитель может при полном боекомплекте находится в воздухе более трех часов, а его радиус боевого патрулирования может быть увеличен до 1300 км.

В отношении подготовки пилотов ВВС Мьянмы к выполнению заправки в воздухе представляется возможным сообщить, что подобные занятия как на тренажерах, так и с реальными самолетами могут обеспечить ВВС НОАК и Пакистана, поскольку именно они обладают воздушными танкерами на базе самолетов Ил, оснащенными системой заправки типа «шланг-конус». Известно, что китайские военные при поддержке украинских специалистов и оборудования украинского производства переделали три российских транспортных самолета Ил-76 в воздушные танкеры, тогда как ВВС Пакистана получили от Украины четыре Ил-78МР.

В 2017 г. пакистанские летчики провели самые масштабные учения с воздушной дозаправкой в которых были задействованы все четыре воздушных заправщика.

С учетом дополнительного боекомплекта, а также учебных мероприятий и соответствующего тренировочного оборудования стоимость контракта составляет по разным оценкам от 260 до 300 млн долл. США.

Согласно замысла командования ВВС Мьянмы, новые истребители позволят снять с вооружения 24 устаревших истребителя «Цзянь-7» и 16 штурмовиков «Цян-5». Следует отметить, что боевые самолеты первого типа до сих пор состоят на вооружении ВВС Пакистана последние 30 лет.

В отношении штурмовиков «Цян-5» известно, что данные машины будут выведены на базы хранения ВВС НОАК для последующей переделки в беспилотные самолеты-мишени, которые регулярно применяют на учениях подразделений/соединений ПВО НОАК. Именно за счет возврата устаревших машин ВВС Мьянмы не превысят бюджет контракта.

Подводя итог вышесказанному, представляется возможным отметить, что Пакистан прочно занимает свое место в пятерке самых эффективных партнеров КНР в области вооружения и военной техники. Именно благодаря размещению производства некоторых видов ВВТ в Пакистане китайские производители получают возможность расширения географии поставок своей продукции и при содействии пакистанской разведки получают образцы ВВТ западного производства.

32.94MB | MySQL:68 | 0,968sec