Блокада Йемена и гуманитарные последствия

Решение возглавляемой Саудовской Аравией аравийской  коалиции заблокировать все морское, воздушное и сухопутное сообщение с Йеменом было принято 6 ноября 2017 года в ответ на пуск баллистической ракеты хоуситами по международному аэропорту Эр-Риада. Большинство экспертов и высокопоставленных чиновников ООН склоняются к тому, что блокада, даже кратковременная, буквально подтолкнёт разрушенный войной Йемен к настоящей гуманитарной катастрофе и вызовет массовый голод с сотнями тысяч жертв.

По данным Управления ООН по координации гуманитарных вопросов (УКГВ), уже в первые сутки блокады, 7 ноября, мирное население Йемена ощутило первые негативные последствия. Цена на топливо буквально за первые 24 часа выросли на 60%, на импортируемый бытовой природный газ — на 109%, а на производимый в стране бытовой газ — на 24%. Кроме того, цена на питьевую воду выросла на 133%, на бензин — на 22%. Ситуация критическая, поскольку до 90% всех необходимых ресурсов Йемен импортирует. Но самое главное, блокада по сути закрыла доступ в Йемен гуманитарным конвоям ООН. С учетом того, что зависимость йеменского населения от внешней гуманитарной помощи колоссальная, уже в ближайшее время миллионы людей могут лишиться продовольствия, медикаментов и других предметов первой необходимости.

Примечательно, что объявляя о блокаде Йемена, Эр-Риад подчеркивал «временный характер» предпринятых мер, которые должны в полной мере учитывать необходимость «продолжения гуманитарных поставок и доступа гуманитарного персонала», в соответствии с некими «обновлёнными процедурами». Несмотря на эти заверения, после 6 ноября ни одного разрешения на осуществление гуманитарных поставок по земле или воздушных рейсов получено не было. Зафрахтованное Всемирной продовольственной программой ООН и следующее в порт Адена судно «Аполлон» застряло в Аденском заливе. Медицинские поставки по линии Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) пока остаются в порту Джибути. При этом, в Йемене остаётся заблокированным гуманитарный персонал, который нужно обновить и заменить на новых сотрудников в рамках регулярной ротации. Пока вывезти их из страны, либо ввезти новый персонал не представляется возможным.

Сразу после предпринятых аравийской коалиций шагов, официальные представители ООН потребовали незамедлительно и без всяких предварительных условий снять воздушную и морскую блокаду и открыть порты для гуманитарных судов и коммерческих судов в гуманитарными грузами. Также, по заявлению заместителя генерального секретаря по гуманитарным вопросам М.Локока, необходимо устранить препятствия для доступа к портам судов, прошедших инспекцию ООН, и в частности, дать согласие на размещение корабля ВПП ООН а Аденском заливе.

Пока, по состоянию на 12 ноября, тем не менее, ситуация остаётся неразрешённой. Коротко о её вероятных последствиях в гуманитарной сфере.

В области продовольственной безопасности, под угрозой оказываются около 6.8 млн голодающих йеменцев, полностью зависящих от внешних поставок помощи по линии ООН. В настоящее время, на продовольственных складах ВПП в Йемене хранятся накопленные резервы объемом 200 000 метрических тонн, что позволяет продолжать помощь голодающим йеменцам и должно хватить до начала января 2018 года. Эти запасы включают в том числе 108 000 метрических тонн зерновых, хранящихся на складах портов Ходейда и Салеф. Поскольку большая часть запасов продовольствия хранится в портах и поступает через порты, обеспечение бесперебойности поставок является крайне важной, поскольку любая задержка или приостановка поставок сразу же нарушает логистическую цепочку и увеличивает время доставки помощи населению.

Еще одной проблемой может стать требование коалиции сменить порт поставки с более привычных и удобных Ходейды и Салефа на порт Адена. Минусы очевидны: более низкая пропускная способность Аденского порта, а также его скромный потенциал складских помещений для хранения продовольствия как коммерческого, так и гуманитарного предназначениях. Так, общий объём складов Аденского порта составляет 270 000 тонн, что не позволит ежемесячно хранить совокупные  коммерческие и гуманитарные грузы, составляющие 350-400 тысяч тонн. В результате этого маневра, вероятная задержка поставок гуманитарных грузов населению может составить 1-3 недели. Кроме того, будет снижаться  эффективность, что приведёт  к удорожанию транспортных расходов в среднем на 30-70 долларов США за тонну.

В области здравоохранения, закрытие порта Ходейда не позволило доставить 9 ноября более 250 метрических тонн медикаментов, хирургических инструментов и оборудования (для проведения 200 хирургических операций), а также препаратов для анестезии, средств для дезинфекции воды и другие важнейшие средства, необходимые для борьбы с бушующей а стране эпидемией холеры. В более долгосрочном плане, по заявлению представителей Фонда ООН по народонаселению, закрытие доступа к Йемену поставит под угрозу жизни 2.2 млн женщин, в том числе 352 000 беременных женщин в стране.

В плане воздействия блокады на йеменских детей, порядка 1 млн младенцев возрастом менее  1 года будет угрожать заражение полиомиелитом, поскольку вакцины поставляются гуманитарным путём и пока заблокированы. Кроме того, спровоцированная блокадой проблема дефицита топлива и энергии, большинство складов, хранящих в холодильных камерах эти вакцины, просто напросто закроются, а сами вакцины будут таким образом испорчены. Кроме того, дефицит медикаментов уже ведёт к вспышке дифтерии, как минимум в 5 провинциях страны. Также прекратилась поставка в Йемен специального витаминизированного питания для 27 000 недоедающих детей, для которых оно является критическим и что может привести к гибели многих из них.

Блокада буквально подстегнёт самую масштабную сегодня массовую эпидемию холеры. Сегодня  ею заражены уже более  900 000 йеменцев, однако без продолжения программ Детского фонда ООН в зоне риска уже оказываются 6 млн человек. Запасы топлива в стране имеются до конца ноября, и если не пополнятся, то вся система подачи воды в стране встанет.

Отдельно следует упомянуть воздействие блокады на рост продовольственных цен. По данным УКГВ, за первые 3 дня блокады (с 6 по 9 ноября), они выросли на 17% на пшеничную муку, на 21% на рис и на 22% на растительное масло. Тем не менее, ситуация не стабильная и требует дальнейшего мониторинга.

В целом, обобщая первые прогнозы относительно вероятного воздействия блокады Йемена аравийской коалицией на гуманитарную ситуацию в этой стране, отметим доминирование негативных сценариев. Большинство экспертов уверены, что если в ближайшие дни, максимум до конца ноября, предпринять ничего не удалятся и блокада снята не будет, то гуманитарная катастрофа с сотнями тысяч голодных смертей будет неминуема. В то же время, даже снятие блокады не сулит больших перспектив, поскольку самое минимальное ужесточение условий гуманитарных поставок, в частности, изменение портов выгрузки помощи, может приводить к существенным логистическим и иным проблемам, что не замедлит сказаться на гуманитарном положении местного населения.

42.91MB | MySQL:92 | 0,953sec