«Ататюркский» разворот президента Турции Р.Т.Эрдогана

В конце октября 2017 г. турецкая пресса сообщала, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган кардинально изменил свою позицию в отношении основателя современной Турецкой Республики Мустафы Кемаля Ататюрка. В частности, турецкое левое издание soL сообщило, что недавние высказывания президента в адрес М.К.Ататюрка вдохновили некоторых проправительственных журналистов к написанию «хвалебных» статей о нём. Согласно редакционной статье Р.Т.Эрдоган был вынужден изменить свою риторику в отношении М.К.Ататюрка после путча 2016 г. Во время церемонии, посвящённой 94-й годовщине Дня Республики, 29 октября 2017 г. президент Турции посетил мавзолей Ататюрка — Аныткабир (Anıtkabir) в Анкаре. По мнению газеты Эрдоган, известный своей критикой в адрес Ататюрка, несмотря на это выступил с хвалебными речами об основателе Турции, назвав его «дорогой, возлюбленный Ататюрк», и оставил соответствующую запись в мемориальной книге Аныткабира. «Турецкий президент часто избегает упоминать имя Ататюрка, которое означает «предок/отец турок». Он называет его «Гази (ветеран) Мустафа Кемаль». Эрдоган считает себя отцом «новой турецкой нации», которая более тесно связана с оттоманским прошлым», — пишет издание.

Вслед за «хвалебными» словами Эрдогана в отношении Ататюрка, некоторые проправительственные журналисты написали статьи в той же тональности. Газета soL задается вопросом «А не приказала ли правящая Партия справедливости и развития (ПСР) писать восхваляющие Ататюрка заметки?». Далее издание привело несколько примеров нетипичных для проправительственных газет. Недавно в противоположность своим предыдущим отзывам Махмут Овюр из Sabah, Нагехан Алчи из Habertürk и журналист издания Star Ардан Зентюрк посвятили свои колонки «похвалам Ататюрка».

«В настоящее время в нашей стране нет ничего похожего на систему кемалистской опеки, но после вступления Турции в НАТО в 1952 г. быстро сформировалась другая система, которая не имела никакого отношения к Ататюрку», — отметил журналист Ардан Зентюрк. По его словам, Мустафа Кемаль не сотрудничал с британскими войсками в попытке изменить классические доводы исламистов и сейчас нет необходимости бросать вызов секуляризму. Зентюрк подчеркнул, что если бы Ататюрк создал антирелигиозную республику, то в Турции никогда бы не сформировалось политическое течение Эрдогана.

Нагехан Алчи в статье «Любящий Ататюрк» написал, что многие вещи изменились после попытка переворота в 2016 г. «Каких бы взглядов мы ни придерживались, нас всех объединила угроза нашим общим ценностям, возникшая в ту ночь. М.К.Ататюрк и республика являются этими объединяющими ценностями», — заключил он. Алчи также повторил недавние слова Эрдогана в мавзолее Ататюрка о  событиях 15 июля 2016 г. «Сопротивление, оказанное нашим народом 15 июля, вошло в историю и является воплощением его духа и воли», -добавив, что «Любящий Ататюрк не хотел бы, чтобы его возвели в лик святых».

Ещё в одной статье Махмута Овюра из издания Sabah «Ататюрк и социальный консенсус» есть объяснение, почему президент и ПСР резко изменили свою позицию по отношению к Ататюрку. «Президент Эрдоган оставил важное послание после того, как он вернулся на пост председателя ПСР. Оно касалось новой политической системы и президентских выборов, намеченных на 2019 г.: «Мы должны охватить всё общество, чтобы набрать 50% плюс 1 голос». Понятно, что этот подход положительно повлиял на тех, кто отождествляет себя с республиканскими ценностями… Президент Эрдоган ищет способ нового социального синтеза с его политическим курсом», — написал Овюр[i].

10 ноября (День памяти Ататюрка) у мавзолея Аныткабир в Анкаре проходила церемония, посвященная 79-летию со дня его кончины. На мероприятии присутствовали президент Турции Р.Т.Эрдоган, начальник Генштаба ВС Турции Хулуси Акар, председатель парламента Исмаил Кахраман, лидеры политических партий, военнослужащие, представители общественности. Турецкая пресса отметила, что если ранее Эрдоган в своих выступлениях в связи с Днем памяти Ататюрка употребил имя Мустафы Кемаля Ататюрка только один раз, то на этот раз он произнес его дважды[ii].

Главная оппозиционная партия — Народно-Республиканская партия (НРП) сразу отреагировала на это изменение позиции Эрдогана по отношению к М.К.Ататюрку. Депутат Озгюр Озел напомнил, что НРП была основана Ататюрком и обратил внимание на то, что Эрдоган в «последнее время первый раз начал назвать Ататюрка Ататюрком». Озел добавил, что «отныне назвать Ататюрка Ататюрком не грех». По его словам, причина такого поведения Эрдогана состоит в том, что во время апрельского референдума по поправкам к конституции Турции около половины избирателей проголосовала против этих поправок[iii].

Напомним, что 29 августа 2017 г. Эрдоган сделал заявление в связи с Днем Победы (30 августа 1922 г.) и Вооруженных сил Турции, в котором поздравил граждан в связи с 95-й годовщиной победы в битве при Думлупынаре над греками, однако не назвал Мустафу Кемаля Ататюрком[iv].

Примечательно, что в своем выступлении в связи с Днем Победы слово Ататюрк по отношению к Мустафе Кемалю не употребил  и спикер парламента Исмаил Кахраман. Он тоже подчеркнул важность провала попытки военного переворота 2016 г.[v]. В связи с этим, (кемалистская) газета Cumhuriyet напомнила, что 2 сентября 2013 г. И.Кахраман в беседе с турецким журналом Aksiyon косвенно заявил, что в 1923 г. в стране произошел переворот. Отвечая на вопрос о переворотe, Кахраман напомнил, что с 1444 г. до 1918 г. (474 год) в Османской империи произошло всего 17 восстаний, в то время как с 1938 г. до 2001 г. (63 год) в Турции произошли 16 переворотов и попыток военного переворота. По его словам, этому покровительствовали внешние силы[vi].

Отметим, что Эрдоган перестал употребить слово Ататюрк по отношению к Мустафе Кемалю после того, как в 2014 г. стал президентом Турции[vii]. Еще  10 ноября 2015 г. Эрдоган в своем выступлении, посвященном 77-летию со дня кончины Мустафы Кемаля, не употребил слово Ататюрк[viii]. Отметим, что это произошло после проведения повторных парламентских выборов Турции – 1 ноября 2015 г., в результате которых правящая партия ПСР восстановил свои потерянные позиции (право на создание однопартийного правительства) на парламентских выборах 7 июня 2015 г.

В связи с этим турецкий колумнист Тайфун Атай отметил, что Эрдоган признает Мустафу Кемаля, но вместе с этим избегает слова Ататюрк. «Я с этой стратегией ознакомился еще в 1990-х годах. Тогда шейх Назим (Nâzım Kıbrısî, шейх Накшбандийского ордена Мухаммад Назим аль-Кубруси –авт.) в беседе с нами заявил, что признает борьбу Мустафы Кемаля и благодарен ему за это, однако не признает его запрет на фески и арабские буквы», — добавил Атай[ix].

В ноябре 2016 г. Эрдоган в связи с 78-летием со дня кончины Мустафы  Кемаля вновь не употребил слово Ататюрк. Он употребил только слова «Гази Мустафа Кемаль»[x]. Это означает, что Эрдоган не изменил свою позицию по отношению к Мустафе  Кемалю и после попытки военного переворота (15.07.2016). Об этом в своей статье писал и турецкий колумнист газеты Star Халиме Кокче[xi].

Примечательно, что слово Ататюрк начало отсутствовать в выступлениях, посвященных победе в Дарданельской операции (1915-1916 гг).  18 марта 2016 г. (День начала Дарданельской операции 1915г., 101-летие) Эрдоган распространил заявление, в котором не употребил слово Ататюрк. Он только употребил слова Мустафа Кемаль[xii]. А в марте 2017 г. Генеральный штаб ВС Турции подготовил афиши, посвященных 102-летию Дарданелльской операции, в которых опять же не нашлось место для  слова Ататюрк[xiii] Кроме того, 1 октября 2017 г. первое заседание парламента Турции открылось без упоминания имени Ататюрка. В своем выступлении Исмаил Кахраман не упомянул имя Ататюрка, что вызвало недовольство НРП. Турецкая пресса писала, что это не беспрецедентный случай[xiv].  И наконец, после попытки военного переворота в Турции выпустили монету в 1 лиру, на которой отсутствует портрет Ататюрка[xv].

Итак, Эрдоган и  29 октября, и  10 ноября 2017 г. употребил слово Ататюрк по отношению к Мустфе Кемалю. Как правильно отметила газета Evrensel, такая смена отношения Эрдогана к Мустафе  Кемалю связана с предстоящими выборами 2019 г. [xvi], в Турции состоятся сразу трое выборов (местные, парламентские и президентские), что беспрецедентно в истории страны. После этих выборов Турция официально станет президентской республикой, когда президент получит беспрецедентные полномочия. Употребляя слово Ататюрк, Эрдоган хочет по крайней мере не потерять голоса тех избирателей, которые симпатизируют Ататюрку. Эрдоган знает, что сейчас половина избирателей против него, как это показали результаты голосования на апрельском референдуме, и поэтому для него важен каждый голос. Если Эрдоган победит на президентских выборах 2019 г. (а это для нас несомненно, если только кандидатом в президенты Турции не станет бывший президент страны Абдуллах Гюль), то тогда начнется «Новая Турция» Эрдогана и тогда более очевидной станет и его истинная позиция  по отношению к основателю Турецкой Республики и кемализму.

В этом контексте надо упомянуть заявление Эрдогана, сделанное еще в 1993 г. о кемализме. «В 1923 г. Турция провозгласила республику и как религию взяла кемализм, не признала других религий, в том числе и ислам. Кемализму и похожим режимам нет места в завтрашнем дне Турции. Не может быть и речи, чтобы кемализм вновь генерировал себя в стране в будущем. Турция с 1923 г. и до наших дней находилась в постоянном упадке. 70-летняя история Турции (1923-1993 гг. – авт.) это потраченное впустую время», — сказал Эрдоган[xvii].

Примечательно, что Эрдоган тогда не был ни премьером, ни президентом Турции. Более того, Эрдоган тогда еще не был даже мэром Стамбула (Эрдоган был мэром Стамбула в 1994-1998 гг.). Он тогда был главой партии Refah (Партия благоденствия) в провинции Стамбул и членом Центрального административного комитета (MKYK) этой партии. Несмотря на то, что Эрдоган сделал это заявление 24 года назад, его позиция по отношению к кемализму не изменилась и сегодня. Мы ожидаем, что эта позиция Эрдогана будет еще более подчеркнутой, если он победит в предстоящих президентских выборах. Эрдоган действительно считает себя отцом «новой турецкой нации», отцом «Новой Турции», где не будет места М. К.Ататюрку.

 

[i] Эрдоган кардинально изменил свою позицию к Ататюрку, МК-Турция, 10.11.2017.

[ii] ‘Atatürk’ vurgusu öne çıktı; Erdoğan Anıtkabir Şeref Defteri’ne ne yazdı?, T24, 10.11.2017.

[iii] CHP’den Erdoğan’a Atatürk yanıtı: Yürekten gelmeyen anketten gelen sevgisi, Sözcü, 10.11.2017.

[iv] Cumhurbaşkanı Erdoğan’dan 30 Ağustos mesajı… Yine ‘Atatürk’ demedi, Cumhuriyet, 29.08.2017.

[v] İsmail Kahraman’dan Atatürk’süz 30 Ağustos mesajı, Yeniçağ, 30.08.2017.

[vi] 1923’e ‘darbe’ diyen TBMM Başkanı Kahraman’dan Atatürk’süz 30 Ağustos mesajı, Cumhuriyet, 30.08.2017.

[vii] Erdoğan’dan 10 Kasım mesajı, Hürriyet, 09.11.2014.

[viii] Erdoğan’dan ‘Atatürk’süz 10 Kasım mesajı, Cumhuriyet, 09.11.2015.

[ix] Tayfun Atay, Erdoğan neden ‘Atatürk’ demekten kaçınıyor?, Cumhuriyet, 10.11.2015.

[x] Erdoğan’dan ‘Atatürk’süz 10 Kasım mesajı, Cumhuriyet, 09.11.2016.

[xi] Erdoğan neden ‘Gazi Mustafa Kemal’ diyor?, Yeni Akit, 12.10.2016.

[xii] Bir ‘Atatürksüz’ Çanakkale mesajı daha!, Sözcü, 18.03.2016.

[xiii] TSK’dan Atatürk’süz Çanakkale afişi, Oda.TV, 18.03.2017.

[xiv] Meclis yine ‘Atatürk’süz açıldı, Yeniçağ, 01.10.2017.

[xv] Atatürksüz 1 TL’ler piyasada, Aydınlık, 10.12.2016.

[xvi] AKP’nin 2019 taktiği: Atatürk sevgisi, Evrensel, 09.11.2017.

[xvii] Neden Atatürk Demiyor?, Gazete Port, 10.11.2015.

 

52.23MB | MySQL:103 | 0,562sec