Противостояние Саудовской Аравии и Катара: расширение кризисных явлений и их влияния в экономиках обеих стран

Продолжение политико-экономического противостояния между Саудовской Аравией и Катаром привносит новые моменты в кризисных явлениях в экономиках обеих стран. Применительно к Катару, это проявилось в сфере автомобильного транспорта. С конца сентября поставки автомобилей в эмират сократились на 40% по сравнению с тем же периодом в 2016 году. Кроме того, по данным агентства Reuters, от 20 до 40% выросли цены на доставку автомобилей, и, что проявилось особенно болезненно, резко сократился импорт запасных частей для автомобилей, тогда как первоначально, власти убеждали население, что, что-что, но автозапчасти не подорожают, как все прочее, (все основные продукты и товары в Катаре подорожали в среднем на 7-12%), но и будут обеспечены их поставки. В промышленной зоне в южном пригороде катарской столицы, где расположены основные автотехцентры, можно заметить простаивающие с лета десятки машин Hyundai, Santa Fe, часть из них новые, часть в ожидании кузовного ремонта, часть дожидаются новых коробок передач, тормозных колодок или электронных запасных частей. Сотни товарных позиций ранее заказывавшихся через порт Джебель-Али, основной центр по импорту запасных частей в ОАЭ, не поступили в Катар после введения торговой блокады.

Для Катара, где все население перемещается на машинах, а владение престижным «Бентли» или БМВ является признаком социального статуса его хозяина, ситуация близка коллапсу, запасных частей приходится ожидать неделями и даже месяцами. Один из технических директоров автоцентров, специализирующихся на обслуживании американских автомобилей на условиях анонимности сообщил, что его клиентам приходится ждать запасные части по два, и даже три месяца. Некоторые клиенты теряют самообладание, и ему не раз приходилось утихомиривать разошедшихся владельцев дорогих авто.  Попытки наладить альтернативные пути поставок через Оман или Кувейт оказались малоуспешны по причине двукратного увеличения таможенных платежей и роста транспортных расходов, в отдельных случаях, до 40 %.

«Мы даже пытались наладить поставки напрямую, из США, — сообщил автодилер, — но самый быстрый срок составляет месяц».

В 2016 году 58% всех поставок Катар получал из стран, ныне поддерживающих блокаду, КСА и ОАЭ, прежде всего. Речь идет как о произведенных там товарах, так и о грузах, ввозимых транзитом через их порты. Применительно к автомобильным запасным частям, два крупнейших автодилера в Дохе сообщили: через Джебель-Али в ОАЭ в эмират поступало свыше 80% всех требующихся позиций.

В автосалоне Porsche журналистам «Аль-Джазиры» сообщили о том, что налаженные поставки из Европы приходится ждать, самое малое, три недели, и быстрее ничего добиться невозможно. Ранее, до начала блокады, запасные части прибывали в течение одной недели.

Впервые, начиная с 2015 года, об убытках заявит авиакомпания Qatar Airways — сообщил на пресс-конференции в Сингапуре ее исполнительный директор Акбар аль-Бакер.

По другую сторону «аравийской стены», в Эр-Рияде отчитались в том, что доходы казны от нововведенного налога на добавочную стоимость на бензин составят 1.3 млрд риалов в год.
В отчетных статьях саудовской арабской кредитной организации САМА, организации по электроснабжению и компании АРАМКО включены пункты о начислении НДС на дизельное топливо, сообщает новостной ресурс «Аль-Иктисадийя». Как ожидается, это принесет в казну порядка 520 млн риалов. Таким образом, введение НДС на топливо, потребляемое в сфере транспорта, позволит собрать около 1.8 млрд риалов. 5% налог на добавочную стоимость вводится в королевстве с января 2018 года, сообщает саудовской Министерство по закяту и доходам. Объявление о начислении налога внесло некоторую сумятицу в деятельность саудовских министерств и ведомств, которые должны оформить соответствующие изменения в сотнях нормативных документов и актов с тем, чтобы успеть к введению Закона VAT 2018 в действие с 1 января.

До 20 декабря, как гласит объявление, Министерство по закяту и доходам, ответственное за введение налога, должно зарегистрировать все предприятия и организации, которые пока не подали свои данные, для включения их единый реестр.

Что до потребления топлива, то за 2016 год оно снизилось на 5.3% в сравнении с 2015 годом, составив, соответственно, 349.6 млн баррелей против 369.1 млн.

Снизилось в сфере транспорта также потребление природного газа и продуктов нефтепереработки, составив 24.5% от общего потребления, что являет собой самый низкий показатель, начиная с 2005 г. В 2015 г. эта величина составляла 26.2%.
В 2016 году транспорт королевства израсходовал бензина на  25.5 млрд риалов, а солярки – на 10.4 млрд риалов.

Напомним в этой связи, что в 2016 г. Саудовская Аравия снизила субсидии в сфере транспорта, на бензин марки Аи-91– на 67%, на бензин марки Аи-95 – на 50%, и на 81% — на дизельное топливо. На бензин Аи-91 приходится 41% от общего потребления топлива, или 22.5 млрд литров, израсходованных в 2016 году. 17.5% приходится на Аи-95, которого было потреблено 9.6 млрд литров. На долю потребления дизельного топлива в 2016 году пришлось около 41.8 % или 23.1 млрд литров, на 2.6 млрд меньше, чем в 2015 году.  Королевство старается достичь такого уровня развития экономики, при котором на 12 км расстояния приходится 12 литров топлива. В США это значение равно 13 литрам, в Китае – 15 литрам, а в странах Евросоюза – 18 литров на километр.

Удельный вес от торговой войны с Катаром в сокращении количества саудовских транспортных перевозок составляет около 85 % —  большинство грузов из королевства доставлялось в эмират наземным транспортом.

Прямые и косвенные убытки от разлада прежних соседей-соперников исчисляются на сегодня в сотни миллиардов долларов США и чувствительно сказываются в обеих странах, быть может в Саудовской Аравии и в меньшей степени, но отнюдь не безболезненно. Катар же, несмотря на все предпринятые меры и относительную стабилизацию ситуации со снабжением продовольствием, до сих пор находится в состоянии экономического стресса. Расходы сторон продолжают расти, влияние продолжает сокращаться, на радость конкурентам: Ирану и ОАЭ, тем временем, наращивающим свои успехи по всем направлениям, от Ирака и Сирии до Восточной Африки.

52.18MB | MySQL:103 | 0,567sec