Экономическое сотрудничество Ирана с Ираком во втором полугодии 2017 года

Исполнительный директор иранской газовой транспортной компании Саид Тавкили заявил представителям СМИ в субботу, 18 ноября, что в Ирак, начиная с июня месяца, было поставлено 1,2 млрд куб. м газа.  В интервью, данном иранскому новостному агентству «Фарс» он пояснил, что среднесуточный объем поставок колеблется от 7 до 25 млн куб. м газа, и, что весь газ прокачивается в направлении иракской столицы.

«Мы также готовы, при необходимости, направить газ в провинцию Басра, перекачивающие мощности в Шуламидже, на границе с Ираком для этого готовы, — добавил С. Тавкили. — Газ для поставок по маршруту Ахваз – Шуламиджа имеется и экспортные поставки могут начаться сразу, как только иракская сторона выразит в них заинтересованность».

Что касается возможного объема поставок иранского газа в Басру, то они, по словам С.Тавкили, могут составить 25 млн куб. м, что вполне сопоставимо с поставками в Багдад.

Еще одним направлением может стать Мосул, где помощник генерального директора газоперерабатывающего комплекса в Хадбе, Мансур Абдель Хамид, объявил 18 ноября о возобновлении работы.

«Завод вновь работает», — подтвердил М.А.Хамид,  сообщив журналистам, что ежедневно на заводе происходит наполнение 3 000 газовых баллонов.

Газовый завод в Хадбе расположен на правом берегу Евфрата. Его восстановление в значительной степени облегчает положение населения в городе, чья инфраструктура практически полностью разрушена в результате боевых действий.

Газ, в том числе попутный, продолжает оставаться приоритетным предметом в планах Министерства нефти Ирака. Его запланированное производство к концу года должно составить 1.3 трлн куб. футов. Интенсификация производства газа призвана частично компенсировать падение доходов от нефти, цена на которую снизилась более чем на 2% за последние пять торговых сессий. На ценообразование влияют сообщения о продлении странами-членами ОПЕК режима сокращения добычи нефти, а также отношение к этому России, которая, скорее всего, поддержит продление нефтяного секвестра.

Источник в Министерстве торговли Ирана сообщил, что объем импорта иранских товаров в Ирак за первые 7 месяцев текущего года составил 3 млрд долларов США, что по сравнению с тем же периодом за 2016 год, дает прирост в 12%.

Отдельное внимание Министерство торговли Ирана планирует придать развитию приграничных рынков с Ираком.

Председатель иранской Организации по развитию торговли рассказал журналистам, что «надеется на большее увеличение поставок товаров в соседнюю страну, второго по величине импортера из Ирана, после Китая».

«Для нас важен иракский рынок, не только с точки зрения его как такового, но и в плане поставок наших товаров в Сирию и в Ливан», — добавил он.

Позиция министра промышленности, торговли и горнодобывающей промышленности Ирана, Мохаммада Шариатмадари , высказанная 2 ноября еще более красноречива – «мы считаем уровень нашей торговли с Ираком недостаточным». В свою очередь, иракский  министр планирования министр торговли Сальман аль-Джамили охарактеризовал Иран «как важного торгового партнера для Ирака».

14 ноября на 30-й сессии парламента Ирака, состоявшейся с участием 170 депутатов и под председательством первого заместителя спикера парламента, шейха Химама Хамуди, парламентарии одобрили первую редакцию Закона о содействии инвестициям между Ираком и Ираном. Председательствующий на сессии выразил соболезнование народу Ирана в связи с жертвами недавнего землетрясения на северо-западе страны. В первую очередь при осуществлении экономического сотрудничеств и инвестиционных проектов внимание будет уделяться этим районам, подчеркнул вице-спикер.

Закон прописывает порядок защиты инвестиций с обеих сторон, разъяснят механизмы осуществления подобного сотрудничества и определяет условия для создания наиболее благоприятного инвестиционного климата между двумя странами. Теперь, после рассмотрения содержания документа в профильных комитетах: по внешним делам и по экономике и инвестициям он будет предложен к утверждению и окончательному принятию правительством страны.

Этому событию предшествовал визит в Багдад делегации иранских бизнесменов и чиновников, возглавляемой министром промышленности, торговли и горнодобывающей промышленности Ирана, М.Шариатмадари, который был принят министром иностранных дел Ирака, Ибрагимом аль-Джаафари.

Последний подчеркнул «приверженность Ирака к развитию дружеских отношений с соседними странами, к которым относится и Иран, и стремление к увеличению товарооборота между двумя странами».

Иранский гость в ответной речи указал на то, «что сотрудничество развивается в контексте решений совместной межправительственной комиссии, а сами встречи носили важные и плодотворный характер».

Количество иранских компаний, работающих в Ираке, растет, и «мы будем стремиться к их росту» — подчеркнул М.Шариатмадари.

По всей видимости, инициация рассмотрения Закона о содействии инвестициям между Ираком и Ираном и визит высокопоставленной иранской торговой делегации является своеобразной реакцией Тегерана и сил, придерживающихся проиранской платформы в самом Ираке на недавние соглашения о развитии торгового, инвестиционного и экономического сотрудничества с Саудовской Аравией. Как мы уже сообщали ранее, на страницах сайта Института Ближнего Востока, подобное стремительное сближение с еще вчерашним недоброжелательным соседом имело характер серьезного вызова иранскому экономическому доминированию. И ответ не заставил себя долго ждать, при всем том, что по реальным показателям товарооборота и экспорта в Ирак, Иран занимает прочные лидирующие позиции, тогда как саудовским бизнесменам еще предстоит долгий путь в этом направлении. Но соседи решили подстраховаться на законодательном уровне, проведя Закон через иракский парламент, вполне способный «утопить» любой законопроект на годы, в ударные сроки. Мы с интересом будем ждать, чем теперь ответит КСА, и как будет развиваться саудовско-иранское экономическое и политическое соперничество в Ираке.

52.18MB | MySQL:103 | 0,649sec