Перспективы отношений Турции и НАТО

Отношения Турции со своими традиционными союзниками трещат по швам.

На учениях НАТО Trident Javelin, которые прошли 8-17 ноября в Норвегии, установили стенд с портретами «противников». На одном из них был изображен основатель Турецкой Республики Мустафа Кемаль Ататюрк. К «врагам» также причислили нынешнего президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. В ответ на это Анкара решила отозвать 40 турецких военных, участвовавших в маневрах. Генсек НАТО Йенс Столтенберг дважды извинился за нанесенные Турции оскорбления, глава Минобороны Норвегии Франк Бакке-Йенсен также выразил сожаление из-за случившегося. Тем не менее Р.Т.Эрдоган считает, что этого недостаточно.

Турецкая реакция была ожидаемо резко негативной. Главный советник президента Турции Ялчын Топчу заявил, что со стороны алянса «звучит предательски враждебный тон». Он уточнил, что речь идет «о низости, подлости и позоре, продемонстрированном во время учений НАТО». Он так же добавил, что за всеми переворотами и зависимостью в области оборонной промышленности стоит НАТО.

Естественным образом скандал с оскорблением М.К.Ататюрка и Р.Т.Эрдогана стала самой обсуждаемой темой в СМИ Турции.

В статье турецкой проправительственной газеты «Йени Шафак» под заголовком «НАТО угроза для нас» эксперт турецкого аналитического центра ASAM Эрай Гючлюер, в частности, пишет «Случившиеся- предательство. Эрдоган в их ( членов стран НАТО- авт.) глазах является единственным лидером, кто отстаивает интересы своей страны. Эрдогана привел народ, а не ЦРУ».

В той же газете появилась статья под не менее громким названием «НАТОвский террор», где пишется о бойцах ИГ, РПК, Партии демократического союза, Отрядов народной самообороны, которые приехали из европейских стран и, в большинстве случаев, являются бывшими офицерами НАТО. «После завершения холодной войны страны НАТО, во главе с США, создали террористические организации в Турции и вокруг нее для реализации новой дорожной карты», — отмечается в статье.

Турецкая оппозиция так же не осталась в стороне. Председатель главной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) Кемаль Кылычдароглу заявил, что «критика в адрес Турции возможна, но оскорбления неприемлемы», добавив, что обычных извинений в таких условиях недостаточно. Другой политический лидер, глава Партии националистического движения (ПНД) Девлет Бахчели подчеркнул, что для Турции не настанет конца света, если она выйдет из НАТО, а сам инцидент стал, по его мнению, «неисправимым позором».

 

Многие эксперты в Турции считают, что инцидент не был случайностью и является лишь верхушкой айсберга и показателем кризиса отношений Турция-НАТО.

По мнению бывшего министра по делам ЕС Берил Дедеоглу, для западных военно-политических деятелей достаточно удивительно было увидеть фотографии Р.Т.Эрдогана и М.К.Ататюрка бок о бок, так как до сих пор Ататюрк считался относительно приемлемой турецкой фигурой в глазах Запада. «Пока не стало слишком поздно, необходимо срочно преодолеть этот кризис», — убеждена Б.Дедеоглу.

Считаем, что инцидент отражает довольно тревожную истину об НАТО. Военные учения проводились с целью проверить возможности альянса в вопросе безопасности балтийских стран. И если заявления официальных представителей НАТО о том, что инцидент произошёл по случайности, то возникает вопрос, как НАТО собирается обеспечить безопасность стран, если не в состоянии обеспечить безопасность своей внутренней компьютерной системы. Поэтому кризис в отношениях Турция-НАТО нужно рассматривать в более широком контексте.

Сам президент  Р.Т.Эрдоган заявил: «Вопрос доверия к подобной организации (НАТО- авт.) вызывает серьезные вопросы в альянсе в целом». Он так же добавил, что когда страна начала переговоры по закупке российских комплексов С-400 с целью укрепления системы ПВО, ведущие страны НАТО начали критиковать Анкару.

Отметим, что в конце 2012 года Анкара запросила НАТО о предоставлении комплекса с целью не допустить ударов ракет по своей территории. В начале 2013 года в трех районах на юго-востоке Турции в 70-100 км от границы с Сирией были размещены по две установки Patriot от Германии, США и Нидерландов.

В августе 2015 года правительство ФРГ заявило о завершении миссии Бундесвера на юге Турции и выводе оттуда своих батарей Patriot. Месяцем позже США также заявили о выводе своих систем ПРО с территории Турции.

Генеральный директор госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов в начале ноября заявил, что сумма контракта с Турцией на поставку зенитных ракетных систем С-400 «Триумф» превышает 2 млрд долларов.

Если точнее, Анкара заплатит около 2,5 млрд долларов за приобретение четырех дивизионов С-400, два из которых будут собираться в Турции. Однако главный вопрос остается открытым: передаст ли Россия технологии его производства Турции, к чему так стремится Анкара.

Заместитель помощника министра ВВС США Хейди Грант заявила, что осуществление Турцией заявленных планов приобретения российских зенитно-ракетных систем С-400 лишит её доступа к технологиям НАТО и, вероятно, повлечёт за собой принятие в отношении Анкары и иных мер, ограничивающих её возможности закупки и использования американских многофункциональных истребителей-бомбардировщиков пятого поколения F-35.

Она подчеркнула, что упомянутые намерения Турции существенно осложнят запланированную на 2018 год переброску в эту страну первых самолётов F-35. Американские эксперты, по данным Defence News, опасаются того, что попытки «совмещения» F-35 и С-400 поставят под угрозу безопасность истребителей пятого поколения, так как любые сведения об этих самолётах, переданные системам противоракетной обороны (ПРО), могут затем попасть в распоряжение России, что, как указало издание, чревато катастрофическими последствиями. «Это вызывает серьёзную озабоченность не только у Соединённых Штатов, так как мы должны обеспечивать сохранность высоких технологий, но и у всех наших партнёров и союзников, уже приобретших F-35», — отметила Х.Грант.

Отметим, что раскол между Турцией и НАТО более усугубился после попытки госпереворота в Турции в июле 2016 года. Уже тогда стало ясно, что доверие между ними утрачено, поскольку выяснилось, что не только США, но и руководство НАТО имело к этому определенное отношение. Более того, депутат из правящей Партии справедливости и развития не двусмысленно заявил: «15 июля — операция НАТО. Североатлантический альянс в основном использовал силы гюленистов, но среди них есть и светские, и сторонники НАТО (путчисты). Их общим врагом является президент Реджеп Тайип Эрдоган».

Кроме того, в настоящее время Соединенные Штаты не видят альтернативы ОНС в качестве наземной силы в борьбе против ИГ в Сирии. Однако следует отметить, что помимо Турции, которая отправила свой спецназ в Сирию для координации и обучения боевиков, ни один другой член НАТО не намеревается отправить свои подразделения для осуществления наземных операций против ИГ. Иными словами, члены НАТО не хотят, чтобы их затащили в тупик с боевой миссией, как это произошло в Ливии.

Поддержка НАТО предоставит курдским Отрядом народной самообороны (ОНС) в каком-то смысле легитимность, что является «красной линией» для Турции. Анкара заявила, что она уведомила НАТО о том, что если его участие будет использоваться в качестве угрозы для контролируемых Турцией территорий в Сирии или турецких границ, Анкара ответит военными действиями.

Специалист по внешним отношениям Турции Эмре Генен пишет, что после окончания холодной войны и распада СССР  организация НАТО, которая была создана для противостояния с СССР, не находит свою идентичность. В НАТО, в отличии от ЕС, лидерство США не оспаривается. Соединенные Штаты, в отличие от любой другой страны в мире, не испытывают на себе последствия действий своих внешних врагов. «Война во Вьетнаме — ужасная ошибка, не имела реального негативного влияния на экономику США и ее внешние отношения. За невероятно жестокую и бесполезную войну помимо предоставления огромного ресурса для киноиндустрии в Голливуде, США не заплатили какую-либо цену. То же самое касается войн в Ираке и Афганистане. Сирийская политика администрации США была полной катастрофой, но сами США не страдают от ее неблагоприятных и глубоких последствий», — считает Э.Генен. По его мнению, страны-члены НАТО кажутся более отдаленными друг от друга, чем когда-либо.

Интересно, что в турецких аналитических кругах существует мнение, что Россия, в свою очередь, закладывает «основу для переосмысления восприятия турецкой общественности Соединенных Штатов, ЕС и НАТО».  Метин Гюрджан, специалист по военным делам пишет, что «Россия пытается удостовериться, что история С-400 продолжает разрушать традиционную ориентацию Турции на НАТО и укрепляет мнение турецкой общественности о том, что Россия является самым надежным союзником Турции». «Тем самым Москве предоставляется шанс создать структурный кризис между Турцией и западным блоком и рекламировать свои системы вооружения для обоснования своего военного присутствия на Ближнем Востоке», — добавляет М.Гюрджан.

В стратегическом плане Анкара все равно останется в тесных отношениях с НАТО и многие турецкие специалисты уверены, что в обозримой перспективе Турция не покинет НАТО и не станет полностью разворачиваться в сторону России.

Обозреватель газеты «Хюрриет дейли» Нурай Мерт пишет: «В ближайшем будущем Турция может столкнуться с большими проблемами и разочарованиями из-за чрезмерной зависимости от стремления создания новых незападных союзников. В этой связи существует вероятность того, что Турция останется полностью одна».

Значительная опасность заключается в перспективах политики «одинокого волка», которая может привести Турцию только в хаос. В Турции ухудшение внешнеполитических связей представляется как результат глобального заговора против страны. Такое восприятие реальности заставляет руководителей Турции критиковать все ведущие мировые державы.

52.25MB | MySQL:103 | 0,555sec