Нерешаемые проблемы урегулирования ливийского кризиса

Ливийский кризис можно урегулировать только путем диалога и отказом от любой иностранной интервенции или военного вмешательства. Об этом говорится в Каирской декларации, принятой в среду 15 ноября по итогам консультативного заседания по Ливии главы МИД Египта Самеха Шукри с тунисским коллегой Хмайесом Жинауи и алжирским министром по делам Магриба, Африканского союза и Лиги арабских государств Абделькадером Месахелем. «Министры подтвердили твердые позиции своих стран и принципы совместных усилий для решения ливийского кризиса, главными из которых остаются сохранение единства и стабильности страны, приверженность диалогу и Ливийскому политическому соглашению [подписано в марокканском городке Схират близ Рабата в декабре 2015 года] в качестве безальтернативной основы для урегулирования, а также отказ от любой формы иностранной интервенции или военного вмешательства», — отмечается в декларации, зачитанной на пресс-конференции египетским министром. Участники совещания «высоко оценили усилия спецпредставителя генсека ООН по Ливии Гасана Саламе и представленный им политический план, призвав все ливийские стороны проявить гибкость на продолжающихся в Тунисе переговорах, стремиться к достижению консенсуса, воздерживаться от насилия и эскалации». «Главы МИД считают важным добиться в кратчайшие сроки подвижек в процессе урегулирования с целью подготовки к проведению парламентских и президентских выборов и завершения переходного периода в Ливии и призывают избегать какого-либо вакуума на политическом поле и в сфере безопасности, из чего выгоду извлекают только террористы», — подчеркивается в декларации. Этот текст декларации в общем-то ничего нового общественности не сообщил, кроме, пожалуй, самого факта проведения очередного заседания «тройки», что долгое время вызывало определенные сомнения. Прежде всего по причине того, что Каир с большим подозрением относился к участию тунисских «Братьев-мусульман» в алжиро-тунисских посреднических усилиях  на ливийском направлении. Имеются ввиду консультации между главой исламистского Всеобщего национального конгресса (ВНК) Х.аль-Гвейли и лидером тунисских «братьев» Р.Ганнуши. Последний вошел в эти консультации с подачи алжирцев, что вызвало очень резкую реакцию со стороны ОАЭ и АРЕ. Такой подход в общем-то свидетельствует о том, что к компромиссу с триполитанскими «братьями» эти два самых главных зарубежных спонсора командующего вооруженными силами Палаты представителей (ПП) Тобрука Х.Хафтара  не готовы в принципе. Обратим внимание еще на одну интересную деталь прошедшего заседания «тройки».  Египетский представитель особенно подчеркнул в заключительном заявлении  первоочередную  роль «соглашений в Схирате». Это так называемый марокканский формат урегулирования, чему открыто противятся те же алжирцы и тунисцы. Сам по себе этот момент вообще может поставить знак вопроса над дальнейшими посредническими усилиями именно в формате «тройки».

Поэтому выводы американского экспертного сообщества в отношении происходящего сейчас в Ливии. Во-первых, обратим внимание на то, что американцы на полном серьезе полагают исламистский вариант исполнительской власти  в Триполи в виде ВНК «третим законным правительством» в Ливии.  Согласно же европейскому и ооновскому видению этого вопроса  в Ливии в настоящее время параллельно существуют только два правительства — поддерживаемый международным сообществом кправительство национального согласия (ПНС) Ф.Сараджа и восточный кабмин Абдаллы Абдуррахмана ат-Тани, лояльный Палате представителей (ПП, избранный постоянный парламент, заседающий в Тобруке и также пользующийся поддержкой мирового сообщества) и Ливийская национальная армия (ЛНА) фельдмаршала Х.Хафтара. Это обстоятельство свидетельствует, как минимум,  о расхождении точек зрения по этому вопросу между Вашингтоном, Римом и Парижем. Не говоря уже об Абу Даби и Каире. Во-вторых, в Вашингтоне считают очень принципиальным момент того, что ПП в Тобруке 21 ноября приняла несколько предложений ПНС Ф.Сараджа и т.н. «Высшего государственного совета» (ВГС). Прежде всего имеется ввиду согласие на созыв национальной конференции  в начале 2018 года, которая должна будет определить сроки проведения  всеобщих выборов и разработать проект новой конституции.  Еще одним предложением, которое ПП не  отвергло «с ходу», но пока и не приняло, стало инициатива о трансформации самого ВГС. Он должен состоять из президента и двух его заместителей, которые должны представлять все три исторических региона Ливии Триполитанию, Киренаику и Феццан. Сама ПП в этом случае должна выполнять до выборов роль законодательного собрания, утверждать членов ВГС. Последний же должен определить роль премьера и членов кабинета министров. Интересно, что ВНК отводится в этом плане роль некого консультативного органа. Самым интересным предложением в этой «дорожной карте», по оценке американцев, является пункт, согласно которому ВГС должен будет определять глав силового блока. По нашим данным, пока все эти предложения, за исключением идеи по созыву конференции, ПП не приняла. Отметим, что ранее Х.Хафтар отверг предложение о прерогативе ВГС по назначению  руководителей силового блока будущего кабмина и соответственно их подконтрольности этому органу. В этой ситуации, если спикер ПП Акилла Салех такое предложение «дорожной карты» одобрит, то это будет означать только лишь начало серьезного раскола между недавними союзниками. И соответственно — серьезное осложнение положения самого Х.Хафтара, который в таком случае становится фактически единственным оппонентом плану ООН по Ливии. При этом ПП пока не демонстрирует единства по вопросу принятия предложений ООН. Только 75 членов ПП из 200   проголосовали на сегодня за предложения, изложенные в «дорожной карте». При этом Х.Хафтар заблокировал прилет в Тобрук на это голосование 29 депутатов из Западной Ливии, что вызвало скандал. Сам по себе этот шаг Х.Хафтара свидетельствует о том, что он серьезно нервничает. Но пока спикер ПП Акилла Салех возражает против присутствия ВНК в качестве некого консультативного органа, а также возможной минимизации роли Х.Хафтара в будущем силовом блоке. Впрочем это ничего не значит: переменчивость настроений нынешней политической элиты Ливии ставит рекорды по срокам кардинальной смены своих симпатий и антипатий. А это говорит о том, что даже принятие «дорожной карты» Палатой представителей еще не  гарантирует ее претворения в  жизнь.

52.1MB | MySQL:103 | 0,746sec