Террористическая организация Фетхуллаха Гюлена как универсальное объяснение в Турции

Обзор турецкой прессы этих дней наводит автора на мысль о том, что так называемая террористическая организация Фетхуллаха Гюлена или в турецком обиходе ФЕТО буквально на глазах рискует стать универсальным объяснением если не всех, то, по крайней мере, главных кризисов, которыми под завязку забита нынешняя турецкая внешне- и внутриполитическая повестка.

В качестве наглядных примеров можно привезти два самых значимых события этих дней: судебный процесс над ирано-турецким бизнесменом Резой Заррабом, обвиняемым в нарушениях американских санкций в отношении торговли с Ираном (говоря попросту, в контрабанде золота, когда взявшийся буквально ниоткуда бизнесмен средней руки одномоментно превратился в крупного турецкого экспортера и начал получать разного рода награды и премии от турецких официальных лиц), а также кризис в отношениях между НАТО и Турцией, возникший после того, как в качестве мишеней вероятного противника в ходе учений в Норвегии использовалось изображение основателя и первого главы Турецкой Республики Мустафы Кемаля Ататюрка, а также имя нынешнего президента Реджепа Тайипа Эрдогана.

Выступая во вторник, 21 ноября 2017 г., на заседании своей парламентской фракции, председатель правящей Партии справедливости и развития (ПСР), президент Р.Т.Эрдоган неоднократно подчеркнул, что дело Резы Зарраба является политически мотивированным и что предпринимается попытка снова расставить тот же самый «капкан», как это было сделано в ходе попытки «судебного заговора» в период 17-25 декабря 2013 года. В частности, он отметил, что «Одна из самых больших ловушек в турецкой истории была расставлена в ходе операций 17-25 декабря под маскировкой закона. Когда эта попытка провалилась ввиду стойкости нашей нации, тот же капкан был расставлен уже в США».

Тут сложно удержаться от нескольких комментариев. Во-первых, попытка дискредитировать турецкое руководство провалилась в декабре 2013 года не в силу какой-то особой стойкости турецкой нации, как это можно, с той или иной степенью условности, утверждать в отношении той же попытки переворота, предпринятой в ночь с 15 на 16 июля 2016 года. Турецким руководством были приняты пожарные меры широкого спектра, начиная с ухода в относительно почётную отставку ряда членов турецкого правительства и заканчивая массовыми арестами в судебном и полицейском корпусах. В 2015 году даже появился художественный фильм, объясняющий простому турецкому зрителю, что же всё-таки это было – «Kod Adı KOZ» («Кодовое имя КОЗ»). Точнее официальную точку зрения на произошедшее. Насколько он всем всё объяснил – вопрос спорный, тем более, с учётом провала в прокате. Но сложно отрицать ту атмосферу разочарования, которая охватила в особенности пожилой электорат ПСР, который следовал за партией не из меркантильных, а именно, что из эмоциональных соображений. А, во-вторых, из слов турецкого президента напрямую следует, что турецкая судебная система оказалась устойчива к внешнему заговору, в то время, как способность американской судебной системы к тому же самому ставится под большой вопрос. Как бы то ни было, турецкая пресса (в частности, проправительственное издание Daily Sabah) прямо пишет о причастности двух американских юристов, которые и запустили расследование против Р.Зарраба и других официальных лиц (включая вице-президента Halkbank Мехмета Хакана Атиллу), Прита Бхарары (Preet Bharara) и Джуна Кима (Joon H. Kim) в том, что они причастны и действуют по указке ФЕТО. В таком же контексте, как о члене ФЕТО» говорится и о судье, председательствующем на процессе – Ричарде М.Бермане (Richard M. Berman).

В этой связи турецкий президент заявил, что страна, которая всегда подчеркивает верховенство закона (то есть США – В.К.), попрала закон другой страны (Турции – В.К.) исходя из политических мотивов и добавил, что и другие попытки также потерпят неудачу, пока Турция останется единой. «Они все пробовали, но Турция не сдалась», — сказал Р.Т.Эрдоган, продолжив: «В настоящее время они (США – В.К.) пытаются опозорить Турцию на международной арене и подтолкнуть её к движению в желаемом для себя направлении».

Как бы то ни было, судя по эмоциональной реакции, которая не стихает с высоких трибун в Турции уже который месяц, турецкое руководство крайне обеспокоено судебным процессом на Резом Заррабом  и теми показаниями, которые он может дать в случае своего согласия сотрудничать со следствием (многие предполагают, что он и прибыл в США, где его арестовали, заранее договорившись об условиях подобного сотрудничества – В.К.). Тот факт, что Р.Зарраб не будет выдан Турции и будет вынужден сотрудничать со следствием не вызывает особых сомнений. Вопрос заключается лишь в том, как американская сторона воспользуется полученными показаниями.

Завершить этот материал хотелось бы довольно удивительной трактовкой, которая накануне также появилась в Daily Sabah (автор Берил Дедеоглу), где автор намекает на возможность наличия «ФЕТОвского» следа в скандале НАТО – Турция. С самого начала не вызывало сомнений, что со временем в этом инциденте появится и своя теория заговоров, в частности, о «российских хакерах». Однако, вмешательство ФЕТО, взломавших сеть Североатлантического альянса — безусловно, неожиданная точка зрения на вопрос. Вообще, стоит закончить тем, с чего, собственно, мы и начали: Турция пытается сделать ФЕТО универсальным международным брендом (вроде запрещенной в РФ террористической организации «Исламское государство»), в тем чтобы возлагать на неё кризисы, которые возникают у Турции как внутри страны, так и за её пределами.

52.17MB | MySQL:103 | 0,389sec