Иранские политики и эксперты о евразийской интеграции и отношениях с Россией и Китаем. Часть 2

Бывший иранский дипломат подчеркнул, что в условиях намерений Вашингтона выйти в одностороннем порядке их договора СВПД и американского шантажа европейских союзников сохраняется угроза возвращения санкций против Ирана. В этой связи приоритетное значение приобретает диверсификация экономических и политических связей Ирана, особенно с важнейшим северным соседом – Россией и постсоветскими государствами Южного Кавказа и Центральной Азии. Посол обратил внимание на плотный график встреч глав Ирана и России после победы Хасана Роухани на президентских выборах 2013 года. В.В.Путин и Х.Роухани встречались с этого времени девять раз.  По мнению Н.Изади, многосторонний формат встреч, которые состоялись в 2016 году в Баку и в текущем году в Тегеране чрезвычайно важен. Он, в частности, позволяет интегрировать Азербайджан, который ранее держался довольно изолированно, к сохранению экологии и биологических ресурсов Каспия. «Если ранее Азербайджан был озабочен только  извлечением прибыли из своих нефтяных богатств, то теперь Баку уделяет все большее внимание проблемам сохранения окружающей среды»,- сказал Н.Изади. Бывший посол Ирана подчеркнул необходимость проведения единой экологической политики всех прикаспийских государств (1).

Особое внимание Н.Изади уделил трехсторонним договоренностям по модернизации транспортной инфраструктуры и развития международного транспортного коридора «Север-ЮГ». Соглашение о развитии транспортного коридора «Север-Юг» между правительствами России, Ирана и Индии было подписано в 2000 году, однако никаких практических действий по его выполнению не последовало. В то же время у этого проекта, по мнению иранского дипломата, имеется очень большой потенциал, связанный с бурно развивающейся экономикой Индии. По оценкам Н.Изади, коридор способен связать Индию, Пакистан и арабские государства Персидского Залива с Европой. При этом стоимость перевозки ряда товаров может снизиться в два раза. Одновременно возрастет скорость перевозки товаров к месту назначения. Все это способно превратить Иран и Россию в крупный евразийский транспортный хаб.

Оптимистические оценки итогов встречи двух президентов дает  в своей статье   «Саммит глав прикаспийских государств: победа сотрудничества над разногласиями» бывший посол ИРИ в Азербайджане Афшар Сулеймани. Ранее этот дипломат и эксперт давал скептические оценки перспективам российско-иранского сотрудничества, но теперь его настрой стал более оптимистичным. Афшар Сулеймани обращает внимание на контекст, в котором прошла эта встреча. Незадолго до саммита состоялось утверждение Конгрессом США акта КАСТА, утвердившего новые санкции против России, Ирана и Северной Кореи. При этом в отношении ИРИ были введены дополнительные санкционные меры за ракетную программу. Одновременно президент США Дональд Трамп подписал указ о введении санкций против компаний, связанных с Корпусом стражей исламской революции (КСИР), а Министерство финансов США занесло КСИР в список террористических организаций. Параллельно с этим нарастает давление на Россию в связи с присоединением Крыма. Геополитическая ситуация России, по мнению эксперта, усложняется проблемами в отношениях с ее ближайшими соседями, особенно Грузией и Украиной (2).  Что касается Азербайджана, проводившего до недавнего времени прозападную политику, то его отношения с США также испортились в связи с давлением по вопросу о «правах человека».

По мнению А.Сулеймани, в России поняли, что сотрудничество с Ираном в сирийском вопросе имеет позитивное влияние на успехи российской политики и укрепляет ее региональные и международные позиции. Одновременно Астанинский процесс, где гарантами примирения в Сирии выступают Иран, Россия и Турция, доказал преимущества многостороннего формата. По убеждению дипломата, это делает возможным применение такого формата и к урегулированию конфликтов в Закавказье. А.Сулеймани обозначил круг вопросов, которые возможно плодотворно решать при взаимодействии Ирана и России: развитие транспортного коридора «Север-Юг», укрепление и расширение торговых, экономических и энергетических связей, урегулирование правового режима Каспийского моря, борьба с международным терроризмом, совместное противодействие санкциям США, противодействие разрушительным действиям внерегиональных держав, прежде всего США в Сирии, Ираке, Афганистане, Закавказье, мониторинг СВПД и борьба за его соблюдение в рамках международного права.

Иранский эксперт позитивно оценивает итоги трехсторонней встречи. Во-первых, стороны согласились с необходимостью не связывать выполнение обязательств Ирана по СВПД с ракетной и оборонной программой ИРИ, отметили недопустимость односторонних действий по подрыву СВПД и констатировали, что последнее слов в мониторинге ядерной программы Ирана принадлежит МАГАТЭ. Во-вторых, саммит показал возрастающее значение Ирана для России как регионального и международного партнера. В-третьих, Тегеран и Москва договорились о совместной борьбе против террористических группировок в Сирии до их полного уничтожения. Одновременно была подчеркнута важность продолжения миротворческого процесса в Астане в трехстороннем формате Россия-Иран-Турция.  В-четвертых, были приняты решения о развитии важного с экономической точки зрения транспортного коридора «Север-Юг». В-пятых, Москва, Тегеран и Баку договорились о превращении Каспийского моря в регион мира и сотрудничества в интересах исключительно региональных государств. В-шестых, стороны отметили важность развития банковских и финансовых связей в интересах укрепления торгово-экономических отношений. В седьмых, РФ и ИРИ договорились о дальнейших переговорах по российским инвестициям в иранский топливно-энергетический сектор. В-восьмых, стороны договорились о создании совместного инвестиционного фонда в целях содействия экономического роста прикаспийских государств.

В заключение А.Сулеймани предлагает несколько тем, которые могли бы быть вынесены на трехстороннее обсуждение в продолжение саммита. Во-первых, расширение круга рассматриваемых вопросов, а именно вынесение на обсуждение урегулирование карабахского конфликта и подтверждение приверженности территориальной целостности Азербайджана. Во-вторых, расширение трехстороннего формата до четырехстороннего с подключением Турции, а позже проведение совместной конференции 6 государств (Россия, Иран, Турция, Азербайджан, Грузия, Армения) для создания зоны безопасности и сотрудничества в Закавказье (по аналогии с Хельсинкской конференцией 1975 года по безопасности и сотрудничеству в Европе). В-третьих, урегулирование еще имеющихся споров между ИРИ и Азербайджаном по разделу шельфа Каспийского моря и совместное освоение его богатств. В-четвертых, окончательное закрытие совместными усилиями Армянской АЭС (в настоящее время обсуждаются планы ее восстановления) для  устранения экологической угрозы Закавказью. В-пятых, устранение препятствий для вступления Ирана в ШОС. В-шестых, расширение сотрудничества трех государств с Китаем, Индией и странами БРИКС для реализации экономических и транспортных проектов.

Из этого перечня видно, в частности, какое важное значение представители иранской элиты отводят китайскому фактору в Евразии. Анализу отношений ИРИ с Китаем посвящена статья бывшего посла Исламской Республики в Китае Хосейна Молайема «Три группы в отношениях Ирана с Китаем». В статье бывший иранский дипломат жестко раскритиковал взгляды многих представителей иранской элиты (особенно занимавших важные посты в администрации и кабинете бывшего президента М.Ахмадинеджада), из-за которых, по его мнению, сотрудничество ИРИ и КНР не вышло на нужный уровень. Первую группу составляли, по его мнению, коррупционеры, которых не волновали долгосрочные политические интересы ИРИ. Они подписывали явно невыгодные для Тегерана контракты на импорт «дешевых, но некачественных товаров» в ущерб собственной стране. Вторую группу, по его словам, составляли идеалисты, которые думали, что если у КНР имеются значительные противоречия в отношениях с Западом, то это значит, что Пекин «грудью встанет на защиту интересов Ирана и будет поддерживать нас во всем». Огромным разочарованием для этой группы стало присоединение Китая к санкциям СБ ООН в 2010 году. В третью группу вошли «любители разыграть китайскую карту в отношениях с Западом и Россией». Это невозможно, так как Китай преследует собственные национальные интересы и не втягивается в блоковые противостояния.

По мнению Х.Молайема, Китай важен для Ирана в двух аспектах. Во-первых, в экономическом. По словам дипломата Китай превратился в «мастерскую мира», и продвигает собственные экономические интересы в различных регионах земного шара. Эта страна обладает большим инвестиционным потенциалом, что важно для Ирана. Во-вторых, во внешнеполитическом и дипломатическом. Китай наряду с Россией является одним из локомотивов перехода от однополярного либерального миропорядка под лидерством Америки к многополярному. И хотя цели Пекина и Тегерана не всегда совпадают, для ИРИ этот процесс в принципе выгоден (3).

Таким образом, в Тегеране серьезно относятся к сотрудничеству с двумя крупнейшими евразийскими державами: Россией и Китаем и внимательно анализируют их возможности и особенности внешнеполитического поведения. Иранская элита понимает преимущества евразийских экономических проектов: «Один пояс, один путь» (разрабатывается и патронируется Китаем) и «Север-Юг». Одновременно иранцы заинтересованы в складывании новой многополярной системы международных отношений и готовы интегрироваться в нее, но на основе собственных национальных интересов.

 

  1. Коридор Шумаль-Джануб – барг барандэйе Техран дар нешастэ сэджанбе.// http://www.irdiplomacy.ir/fa/page/1972978
  2. Нешаст-э саран хашиейе дарьейе Хазар: пирузийе хамкори бар эхтеляф.// http://www.irdiplomacy.ir/fa/page/1972986
  3. Гуруххайе сэгане дар равабэт-э Иран ва Чин.// http://www.irdiplomacy.ir/fa/page/1973136
52.28MB | MySQL:103 | 0,632sec