Обзор гуманитарной ситуации в Ираке в ноябре 2017 г.

По состоянию на конец ноября 2017 года гуманитарная ситуация в Ираке продолжала оставаться сложной, но в целом контролируемой, с явными признаками нормализации на некоторых направлениях.

По мере выдавливания террористов «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) из густонаселенных регионов и крупных урбанизированных центров страны в малонаселённую пустыню, проблема гуманитарного доступа к нуждающемуся населению постепенно отходит на второй план. Эта проблема, однако, сохраняет свою актуальность в Иракском Курдистане, прежде всего по политическим мотивам.  После референдума о независимости от 25 сентября федеральное правительство применило в отношении Эрбиля ряд «драконовских» мер, в первую очередь в плане блокады финансовых потоков и международного доступа (авиарейсы) и в том числе ограничив существенно поступление гуманитарной помощи, которая доставляется как раз воздушным путем. С учетом того, что половина внутренне перемещенных иракцев находится в Иракском Курдистане, ограничение гуманитарного доступа для них стало серьезным ударом. Выступая в Эрбиле 26 ноября премьер-министр Иракского Курдистана Н.Барзани призвал Багдад снять блокаду, которая не позволяет доставлять гуманитарную помощь и подрывает потенциал гуманитарных организаций, работающих в поле.   Тем не менее, вопрос гуманитарного доступа отныне лежит лишь в политической плоскости и будет рано или поздно решен в контексте нормализации контактов между официальным Багдадом и Эрбилем.

В преддверии 2018 года на повестку дня выходят более актуальные вопросы содействия и размещения внутренне перемещённых лиц (ВПЛ), число которых в целом по стране достигает 3 млн человек. В перспективном плане речь идёт об их постепенной реинтеграции в мирную жизнь и возвращении обратно. Этот процесс, как показывает статистика, в ноябре начал набирать обороты. Причём возросли темпы реинтеграции как внутри самого Ирака, так и сирийских беженцев из Ирака обратно, что происходит также вследствие общих положительных сдвигов в самой Сирии. В частности, в ноябре 2500 сирийских беженцев вернулось обратно, что является важным обнадеживающим сигналом. За предыдущие 10 месяцев, этот ежемесячный показатель не превышал 700 человек.

В то же время, наиболее насущной задачей является обеспечение ВПЛ жильём и предметами первой необходимости. При этом сложность добавляет наличие в Ираке различных модальностей расселения внутренне перемещённых лиц, требующие индивидуальных подходов и форм содействия. Например, внутренние беженцы могут проживать в лагерях, временных поселениях, в других поселениях. Это обусловлено в том числе особенностью этнического состава населения.

Самая многочисленная группа, составляющая 50% всех ВПЛ (1.5 млн человек), требует наиболее повышенного внимания и особых усилий. Эта категория проживает во временных поселениях, в том числе лагерного типа, транзитных центрах, коллективных центрах и неофициальных жилищах (под них могут быть приспособлены школы, учреждения местной администрации и пр.).

Лагеря представляют собой наиболее устойчивый вариант поселения. Сегодня около 21% из общего числа ВПЛ, а это 615 тысяч человек, живут в лагерях. Ситуация здесь довольно стабильная благодаря своевременным действиям иракского правительства: всего открыто 86 лагерей (еще 4 строятся), при том, что 60% всех площадей заселено, 26% свободно и ещё 13% планируется открыть скоро.

При этом, ВПЛ в иракских лагерях в основном сконцентрированы в трёх секторах: Мосул и Хавиджа (277 тысяч в 21 лагере); Иракский Курдистан (200 тысяч в 27 лагерях); центральные и южные районы (136 тысяч в 38 лагерях). Как видим, в последнем секторе фрагментация больше и потому средняя численность лагеря составляет 3600 человек. В Иракском Курдистане, и особенно в Мосуле, внутренне перемещенные лица размещены более консолидировано, и средний размер лагеря варьируется уже от 7 до 13 тысяч человек. Что касается наполнения лагерей, то в Иракском Курдистане они заполнены почти на 80%, в центре и на юге страны на 74%, а в Мосуле только на 48%.

Важной задачей на гуманитарном направлении в ноябре, которая будет продолжена в следующем году, стало укрепление и восстановление местных систем водоснабжения, обеспечение устойчивого доступа к средствам гигиены и медицинским услугам, восстановление административных и социальных центров, включая больницы, школы и пр. В этом секторе сегодня получают содействие более 3.4 млн человек, в том числе внутренне перемещенные лица в лагерях, и работа на этом направлении будет только усилена в ближайшие месяцы, особенно в контексте подготовки населения к зимнему сезону.

По результатам различных опросов, проведенных в октябре-ноябре с.г. неправительственными организациями на местах, гуманитарное положение внутренне перемещенных лиц в целом по-прежнему критическое. В лагерях существует острая потребность в получении качественных медицинских услуг, а также наблюдаются перебои с питьевой водой.

Для проживающих в городах бенефициаров главной проблемой продолжает оставаться безработица и, как следствие, отсутствие постоянного дохода и регулярная зависимость от денежной помощи со стороны правительства и гуманитарных организаций. Здесь, по наблюдениям самих беженцев, имеются очень серьезные административные барьеры, не позволяющие получить полноценный доступ на рынок труда. Лишь немногим удается найти достойную работу, условия которой все равно носят дискриминационный характер (более продолжительный рабочий день и заниженная заработная плата по сравнению с резидентами). При этом, обеспечение на постоянной основе и заодно на достаточном уровне гуманитарного содействия всем категориям временно перемещенных лиц не представляется возможным в силу ограниченности финансовых ресурсов. В этой связи лица, вновь прибывшие в лагеря и временные пункты размещения, являются приоритетной группой, поскольку требуют незамедлительного содействия.

В числе долгосрочных задач – обеспечение бесперебойной подачи газа и электроэнергии в городские районы и лагеря. В городах проблема обеспечения не стоит – здесь временно перемещенные лица пользуются централизованными услугами, однако испытывают огромные финансовые сложности по оплате этих недешевых услуг. В лагерях, к сожалению, подача газа и электричества не регулярная, и во многих районах это также обусловлено необходимостью вносить ежемесячные платежи для пользования услугой, что многим жителям лагерей, особенно с учетом отсутствия реальных возможностей занятости и регулярного дохода, просто не под силу.

В целом, как представляется, ноябрь 2017 года стал решающим в плане сдвига приоритетов гуманитарного содействия в Ираке. По мере освобождения крупнейших городов от террористов и обеспечение гуманитарного доступа и условий безопасности для населения на первый план выдвигается задача оказания всеобъемлющего содействия перемещенным лицам. Задача весьма комплексная с учетом неоднородного состава временно перемещенных лиц, пестрого этнического состава, различных модальностей и форм их размещения. Обострившийся в последние месяцы курдский фактор и фактическая блокада гуманитарной помощи в эти регионы Ирака добавляет сложности. Все это требует от гуманитарного сообщества и правительства слаженности и координации и одновременно выработки специфических подходов для отдельных категорий ВПЛ. В то же время, стоит задача перехода от чрезвычайной фазы к долгосрочному восстановлению, что требует задействования больших финансовых и человеческих ресурсов. Одновременно, необходимо выработать четкие меры по обеспечению эффективной реинтеграции населения. В частности, важная роль здесь отводится грамотной политике официального Багдада в сфере коммуникации. По признанию самих внутренне перемещенных лиц, они зачастую плохо осведомлены о возможностях перемещения между различными районами страны, а также миграции в другие страны.

52.15MB | MySQL:103 | 0,497sec