Иракская нефтяная промышленность в первые дни после встречи ОПЕК в Вене 30.11.2017 г.

После принятия странами-членами ОПЕК и ведущими независимыми экспортерами нефти на саммите этой организации в Вене, 30 ноября, решения о продлении режима сокращенной добычи и поставок нефти, цены на нее выросли.  Хотя это решение, в принципе, было прогнозируемым и не раз озвучивалось различными высокопоставленными функционерами, включая министров нефти и энергетики России, ОАЭ и Омана, рынок есть рынок, и он не мог не отреагировать на объявление о том, что добровольно взятые ограничения продлятся до конца 2018 года. Отменены они могут быть лишь, в «случае если произойдет резкий рост рынка».

По нашему мнению, никаких предпосылок для этого, кроме гипотетической войны, между США и Северной Кореей, например, нет.

По итогам встречи в Вене министр энергетики Ирана заявил, что «Нигерия и Ливия также будут участвовать в снижении добычи и их производство нефти в будущем году не превысит нынешнее».

Что до Ливии, то ей бы постараться поддержать существующий уровень добычи, снижающийся и без квот ОПЕК из-за беспредела вооруженных бандформирований и полной анархии в этом бывшем государстве. Нигерия, на месторождениях которой тоже нет-нет, да и постреливают, на 2018 год получила право на производство 1.8 млн баррелей нефти в сутки. Не больше.

ОПЕК изначально планировало установить действие ограничений до апреля 2018 года, но, утечки об их продлении стали случаться еще до встречи ОПЕК, в конце-концов, все так и случилось: министр энергетики Саудовской Аравии, Халед аль-Фалех подтвердил, что режим продлится до конца будущего года.

По итогам работы в Вене, рынок закрылся следующим образом: нефть марки «Брент» подорожала на 46 центов, или на 0.7 %, достигнув цены в 63.57 доллара США за баррель.

Американская западнотехасская (WTI( смесь выросла в цене на 10 2ентов, или на 0.2%, до 57.40 долларов за баррель.

Месяц ноябрь закрылся для «Брент» ростом в 3.5%. WTI показала рост в 5.5%.

Иракская нефтяная промышленность по-прежнему с трудом сдерживается, чтобы не проскочить ограничения ОПЕК, резервы у страны есть, как есть и необходимость, и желание, но, уговор, как говорится, дороже денег, поэтому, согласно заявлению министра нефти Ирака, Д.аль-Луэйби, среднесуточные отгрузки с южных терминалов достигли 3 900 000 баррелей, и это – наивысший на сегодня показатель.

Д.аль-Луэйби заявил представителям новостного агентства «Иттиджах», что «усилиями сотрудников министерства реализовано его указание о наращивании добычи  и поставок нефти на юге, с целью компенсировать временную приостановку отгрузок через турецкий порт Джейхан. Положение на северных месторождениях оказалось хуже, чем первоначально считалось и их приведение в порядок займет больше времени, чем планировалось».

«Мы не остановимся на достигнутом, — подчеркнул Д.аль-Луэйби, и наша промышленность продолжит наращивать усилия с целью обеспечения потребностей бюджета и компенсации приостановки экспорта на северном направлении». Судя по всему, ресурсы у Д.аль-Луэйби и вправду есть, проблемы видятся лишь в пропускной способности трубопроводов, накопительных и насосных мощностях, а также во вместимости причальных и наливных сооружений, которые работают практически в круглосуточном режиме. Это, пожалуй, единственное, что может помешать энергичному технократу Д.аль-Луэйби, воплотить планы по дальнейшему наращиванию отгрузок в жизнь.

Интересным обстоятельством является новость, касательно ставшего относительно редко комментируемым сотрудничества российской компании «Лукойл» и Министерства нефти Ирака. «Лукойл», российская компания-старожил, получившая некогда подряд на работы на одном из самых богатых месторождений, «Западной Курне-2», значительно сократила свое присутствие в стране. Причины тому были разные, стороны, что называется, «пеняли» друг на друга, из Ирака уехало большое количество российских специалистов, а курсы обучения иракских нефтяников на базе «Лукойла» до этого регулярно проводившиеся в Перми и Астрахани, были временно прекращены.

И вот, в субботу, 2 декабря, как сообщает ТАСС, глава «Лукойла», Вагит Алекперов заявил, что до конца текущего года его компания предоставит иракской стороне план дальнейших работ на «Западной Курне-2». Ранее сообщалось о коррекции условий концессии по месторождению, отвечая на вопрос о том, когда же будет подписано новое соглашение и легализованы согласованные поправки, В.Алекперов ответил: «Мы планировали сделать это в сентябре, но, сейчас срок продлен до конца года». С иракской стороной ведется обсуждение производственной программы (очевидно, она скорректирована и под влиянием решений ОПЕК), объем инвестиций и выплат вознаграждений, причитающихся компании, — добавил глава российской компании.

Запасы «Западной Курны-2», крупнейшего месторождения из ныне известных в Ираке, оцениваются в 12 млрд баррелей нефти.

По всей видимости, решения ОПЕК не будут способствовать интенсификации работ «Лукойла» в Ираке, компании придется работать скорее над поддержанием уже имеющихся мощностей, что называется «на плаву».  В данной связи остается лишь сожалеть об отсутствии у российских компаний-операторов достойных внимания предложений по диверсификации бизнеса и организации нефтехимического проекта в кооперации с иракскими коллегами. Исключение в это смысле, да и то, условное, составляет «Газпром-нефть», взявшаяся за переработку попутного газа. Все остальные предпочитали делать то, что проще всего, и чем они занимаются и дома – добычей и продажей сырой нефти. Следующий год даст им дополнительную возможность слегка пожалеть об этом.

52.32MB | MySQL:103 | 0,472sec