Инфраструктурные мегапроекты Турецкой Республики — политика и экономика

В своих заявлениях  президент Реджеп Тайип Эрдоган постоянно подчеркивает, что к 100-летию основания Турецкой Республики стремится построить «новую Турцию» с трансформированной инфраструктурой.  В 2013 г.  министр транспорта, морских дел и коммуникаций Бинали Йылдырым (ныне премьер-министр Турции) объявил  о  10-летнем плане инфраструктурных мероприятий общей стоимостью в  250 млрд долларов.

Среди мегапроектов турецкого руководства особое место занимает проект Стамбульского канала, поскольку его анонсировал сам Р.Т.Эрдоган. Назначение  Стамбульского канала состоит в том, чтобы сократить морские перевозки через Босфор и минимизировать риски и опасности, связанные с нефтеналивными танкерами. Расходы на строительство Стамбульского канала оценены в 20 млрд долларов. На сегодняшний день с учетом того, что после строительства канала придется создавать и другую инфраструктуру, стоимость проекта может увеличиться до  50 млрд долларов . Официально канал предполагается построить к 2023 г. Несмотря на постоянный перенос сроков строительства, правительство Турции не отказывается от планов постройки канала. «Канал «Стамбул » – это моя мечта» — подчеркнул Р.Т.Эрдоган, в очередной раз отодвинув начало реализации проекта до 2018 г. В этих условиях возрастает важность проекта Дарданелльского моста, закладка которого состоялась 18 марта 2017 г. в турецком городе Чанаккале.  Район строительства имеет большое историческое  значение для турок как место победы османских войск над военно-морской экспедицией Антанты, пытавшейся в 1915 г. захватить Дарданеллы. С появлением моста через Дарданеллы к имеющимся трем мостам через Босфор добавится еще одна магистраль, которая свяжет две  части Турции, разделенные проливом. Мост должен быть сдан в эксплуатацию в 2023 г. Таким образом, постройкой моста через Дарданеллы власти Турции пытаются  компенсировать отсутствие подвижек в строительстве Стамбульского канала.

В отличие от Стамбульского канала, строительство третьего  аэропорта Стамбула более обоснованно с практической точки зрения.  Существующий аэропорт Ататюрка – главный аэропорт  Стамбула, скован пределами города  и не способен справиться с возрастающим потоком пассажиров. Третий аэропорт Стамбула планируется построить как крупнейший аэропорт в мире, способный обслуживать в год до 150 млн пассажиров. Сдача первой очереди предполагается 26 февраля 2018 г. (в день рождения Р.Т.Эрдогана). Коммерческое открытие аэропорта должно состояться 29 октября 2018 г. Сразу после этого аэропорт Ататюрка будет закрыт. Согласно  официальным данным турецкого правительства, по состоянию на июль 2017 г. было завершено около 55% строительных работ. В качестве инвесторов и подрядчиков проекта выступают турецкие банки и компании, из которых создан специальный консорциум. Последнее является принципиально важным для правящей Партии справедливости и развития, поскольку демонстрирует возможности турецких инвесторов по реализации масштабных проектов.

Как и проект Стамбульского канала, третий аэропорт Стамбула связан с остальными мегапроектами. После окончания строительства аэропорт  будет «подключен» через  Мраморноморское шоссе к третьему мосту через Босфор. Подобно Стамбульскому каналу (хотя и в меньшей степени) третий аэропорт Стамбула является политическим  проектом. Выступая 9 июня 2014 г. на закладке фундамента будущего аэропорта, Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что третий аэропорт повысит международный престиж Турции. Используя ограничения, введенные в общественно-политическую жизнь Турции после неудавшегося переворота 15  июля 2016 г., власти рассчитывают довести до конца начатое строительство.

Более «спокойные» в экологическом плане (и менее ангажированные в политическом отношении) представляют собой проекты железнодорожных подводных туннелей «Мармара» и автомобильного подводного туннеля «Евразия». Туннель «Мармара» был открыт в октябре 2013 г., став первым подводным проходом под Босфором между Европой и Азией. Благодаря этому система пригородных поездов была связана с сетью метро Стамбула. Турецкие железные дороги были соединены  с европейскими линиями. Продолжением  «Мармары» стал подводный автомобильный туннель «Евразия». Он был открыт 20 декабря 2016 г. Туннель «Евразия» должен облегчить сообщение между строящимся третьим аэропортом и аэропортом Сабихи Гёкчен на азиатском берегу Стамбула, поскольку транзитный путь по существующим мостам  между ними затруднен. При реализации проекта «Евразия» правительство постаралось максимально учесть возможные экологические риски, истратив на техническую безопасность туннеля значительные  средства (общий объем инвестиций составил  1,2 млрд долларов) При этом в отличие от «политических» мегапроектов, туннель «Евразия» наименее ангажированный. Несмотря на обсуждение в обществе многих аналогичных проектов, власти предпочли остановиться на нем, как наиболее целесообразном с практической точки зрения.

Постройку туннеля турецкое руководство считает наиболее удачным своим предприятием. Не случайно, многие в Турции полагали, что «Евразия» является последним проектом по преобразованию инфраструктуры страны. И хотя подобное мнение не соответствует действительности, следует отметить определенную эволюцию. В отношении «босфорских» проектов все более заметно смещение от идеологической составляющей к практической целесообразности, внимание не к политической значимости предприятия, а к его техническим деталям. Завершением транспортных проектов в районе Босфора  является постройка трехуровневого железнодорожного туннеля, который станет второй очередью туннеля «Мармара».  Его открытие планируется на 2018 г. Новый туннель будет использоваться как железнодорожным, так и автомобильным транспортом.

К 100-летию Турецкой Республики турецкое руководство запланировало более тридцати мегапроектов. Наиболее известные из них: третий мост через Босфор (мост султана Селима Явуза),  мост имени Османа Гази через залив  Измит, Трансанатолийский и Турецкий «потоки», северное шоссе Мраморного  моря, Стамбульский финансовый центр и три атомные электростанции, в том числе атомная станция «Аккую» в провинции Мерсин. Часть из них  (мосты через Босфор и залив Измит, Северное шоссе) уже реализованы, третий аэропорт Стамбула, атомная электростанция в «Аккую» и «Турецкий поток» находится в стадии строительства. Проекты взаимосвязаны между собой. В них вложены немалые средства. К примеру, только на строительство третьего аэропорта Стамбула, постройку моста Селима Явуза,  туннеля «Мармара» и разработку проекта Стамбульского канала потребовалось привлечь до  двух третей от общего объема инвестиций.

Таким образом, инфраструктурные проекты являются составной  частью стратегии, представляющей собой набор целей, которые должны быть реализованы к  100-летнему юбилею Турецкой Республики. Эти проекты должны продемонстрировать результаты экономического рывка, предпринятого страной  за последнее десятилетие. Вместе с тем, в своей политике Реджеп Тайип Эрдоган стремится использовать мегапроекты для того, чтобы стать самым значительным лидером Турции после Мустафы Кемаля Ататюрка, и даже превзойти последнего в плане преобразования внешнего облика страны. Поэтому, несмотря на  все трудности, запланированные шоссе, мосты, аэропорты, электростанции остаются в графике и последовательно реализуется. В то же время нельзя не заметить и другую тенденцию. Чрезмерное увлечение мегапроектами приводит к тому, что дорогостоящие проекты нередко превалирует над менее эффектными, но более необходимыми предприятиями. Таким образом, несмотря на стремление руководства Турецкой Республики, путем технической модернизации включить Турции в десятку наиболее развитых государств мира, использование инфраструктурных проектов в качестве «локомотивов» турецкой экономики может решить локальные задачи экономического развития страны, не создав предпосылок для устойчивого экономического роста в целом.

52.19MB | MySQL:103 | 0,579sec