Американские и российские оценки боеспособности ИГ

Сирия пока еще не полностью освобождена от боевиков группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещена в РФ), но даже после этого нужно будет противостоять угрозе возвращения экстремистов в арабскую страну. Об этом в среду корр. ТАСС сообщил официальный представитель Министерства обороны США Эрик Пэхон. «Сирия не очищена от ИГ. Они могут противостоять наступательным действиям, и мы намерены продолжить наши операции в обозримом будущем с целью обеспечить стабильность и безопасность в этой стране», — сказал представитель Пентагона в ответ на просьбу прокомментировать заявления президента России Владимира Путина о полном разгроме террористов на обоих берегах Евфрата в Сирии. «Они (террористы — прим. ТАСС) не были полностью разгромлены или уничтожены в Сирии. И даже когда будет ликвидирован последний боевик ИГ, останется еще много работы, направленной на то, чтобы не дать террористам вновь овладеть инициативой, как это случилось в 2014 году. Эта битва далека от завершения», — утверждал Пэхон. Он также повторил уже ранее озвученную позицию Пентагона, согласно которой «глобальная коалиция, в которую входят США, партнерские страны, а также партнеры на земле, добилась наибольшего успеха в борьбе с ИГ». При этом комментарий представителя Пентагона расходится и с высказываниями президента США Дональда Трампа. Хозяин Белого дома в среду перед встречей с членами своего кабинета заявил, что боевики ИГ в основном уже «выбиты из Сирии, выбиты из Ирака». По его словам, министр обороны Джеймс Мэттис и американские военные «выбили дух» из этой группировки. Эти разногласия в комментариях, кстати, становятся чуть ли ни правилом хорошего тона в нынешней политической архитектуре США. На слова президента обращается все меньше и меньше внимания, а за разъяснениями по тому или иному вопросу принято теперь обращаться  к профильным ведомствам.  При этом понятно, что американский полковник отражает своими заявлениями «пропагандистскую атаку» Кремля. Умиляет при этом только то, что он никак не соотносит свои заявления с речами своего президента. И даже не пытается это делать. То есть тема импичмента Д.Трампа вроде бы умерла, но по факту президент и так мало чего решает. По крайней мере, на внешнем направлении. В этой связи рискнем предположить, что голосование за Д.Трампа было в первую очередь протестным: элитам показали, что может быть, если они не возьмутся за ум и не выдвинут новых молодых эффективных лидеров. Но вернемся к Сирии.

Ранее В.Путин сообщил журналистам, что «операции на восточном и на западном берегу Евфрата завершены полным разгромом террористов», о чем ему доложил министр обороны Сергей Шойгу. Российский лидер при этом заметил, что в Сирии «могут быть отдельные очаги сопротивления, но в целом боевая работа на этом этапе и на этой территории закончен», причем полной «победой и разгромом террористов». По факту это должно на практике означать, что правительственные силы при поддержке ВКС РФ не только полностью очистили от сторонников ИГ оба берега Евфрата от Бу-Кемаля до Дейр эз-Зора, но и установили контроль на всем периметром границы с Ираком восточнее Евфрата (эта зона контроля ИГ  еще четыре дня назад была устойчивой и тянулась практически от Бу-Кемаля на север). Так же должна быть ликвидирована подконтрольная сторонникам ИГ территория на западном берегу Евфрата, которая условно тянулась от Евфрата в направлении Пальмиры. Насколько все эти зоны зачищены, покажет ближайшее время. Рискнем предположить, что повышенная военная активность в последнее время была направлена именно на то, чтобы выбить ИГ из зоны контроля по обе стороны Евфрата именно от Бу-Кемаля до Дейр эз-Зора. На восточном берегу шел успешный процесс локального перемирия с местными суннитскими племенами, и за счет этого устанавливался контроль  над этими территориями. Контроль опосредованный, но тем не менее очень важный с точки зрения будущего диалога с суннитами. В этой связи отметим, что пока не рискнем утверждать, что ИГ действительно окончательно разгромлено, но решена главная задача: поставлен под контроль территория вдоль Евфрата как источник воды и логистическая артерия. А это действительно принципиально резко ослабляет способность ИГ влиять на ситуацию в Сирии. Другой вопрос, насколько глубоко на восточном берегу правительственным и российским военным удалось  расширить зону своего присутствия за счет переговоров с местными племенами.

Теперь о реальной оценке американскими военными ситуации с ИГ в Сирии и Ираке. По ряду экспертных данных, Пентагон в настоящее время исходит из того, что ИГ как экстремистская группа будет оставаться ключевой угрозой, даже если она потерпит поражение на поле боя в Сирии и Ираке. Обратим внимание на то, что «Джебхат ан-Нусра» (запрещена в России) в данном контексте даже не упоминается.  Хотя «Исламское государство» фактически утратило свою способность действовать в качестве мощных обычных сил, которые могут захватывать территорию и удерживать ее от решительных нападений, оно не утратило возможности представлять угрозу в результате нападений повстанцев и террористов. ИГ воспользуется большими и плохо управляемыми пространствами в Восточной Сирии и Западном Ираке, а также пористой границей между двумя странами, чтобы сохранить потенциал повстанческого движения в регионе, как это произошло в Ираке после вывода американских сил в 2011 году. В качестве доказательства своих оценок американские военные проводят данные о последней по времени успешной акции сторонников ИГ в отношении базы сирийских ВВС в Дейр эз-Зоре 13 ноября с.г., когда  группа русскоговорящих боевиков в российской военной форме смогли проникнуть на территорию базы более, чем на 600 метров и вывести из строя четыре из шести самолетов Л-39  (еще один позднее потерпел аварию на подлете), что сразу же резко снизило уровень воздушной поддержки наземной группировки и вынудило российские ВКС усилить свое присутствие. Отметим, что к этому времени Дейр эз-Зор уже был официально освобожден сирийским войсками.

52.21MB | MySQL:103 | 0,619sec