Энергетическая политика в Восточном Средиземноморье и роль Турции. Часть 11

В конце сентября месяца этого года Фонд политических, экономических и социологических исследований (SETAV), базирующийся в Анкаре, опубликовал исследование под заголовком «Роль Восточного Средиземноморья в становлении Турции в качестве центра энергетической торговли». Продолжаем рассмотрение второй части документа, озаглавленной как «Страны – обладательницы запасов природного газа в Восточном Средиземноморье», в частности, о ситуации разворачивающейся вокруг острова Кипр, поделенной на две – греческую и турецкую – части, тянущийся десятилетиями конфликт между которыми до настоящего времени остается неурегулированным. При этом, так называемая «Греческая администрация Южного Кипра» (это в турецком обиходе, а в международном – Республика Кипр) демонстрирует свою решимость по установлению своего суверенитета над размеченными в одностороннем порядке блоками к югу от острова, активно препятствуя турецким попыткам также извлечь из них для себя выгоду. На этом фоне дипломатические усилия, в том числе, при участии влиятельных международных посредников (как ООН, так и Турции, Греции, ЕС, Великобритании и т.д.) к результатам пока не привели.

Следующая страна, ситуация в которой рассматривается авторами, — Ливан. Начиная с того общеизвестного факта, что годами длящаяся внутриполитическая нестабильность и столкновения внутри страны привели к тому, что Ливан является государством, которому не удается извлечь выгоду из благоприятно складывающейся ситуации с месторождениями Восточного Средиземноморья. На протяжении последних лет страна, чья инфраструктура в немалой степени разрушена, демонстрирует отрицательные показатели изменения ВВП. При этом внешняя задолженность страны составляет по данным 2016 года 161% ВВП. Значительная доля потребностей страны удовлетворяется импортными энергоносителями (нефть и нефтепродукты) и лишь малая их доля – местными биогазом и гидроресурсами. Первое использование природного газа в стране относится к 2009 году – поставкам в Ливан египетского газа про трансарабскому газопроводу (Рис.7).

Однако, ввиду регулярных задержек платежей с ливанской стороны, а также из-за регулярных атак на арабский трубопровод на Синайском полуострове, поставки газа в Ливан были прекращены. Последние датируются 2010 годом. В результате две газовых электростанции мощностью 870 МВт (Это половина суммарной установленной мощности страны – В.К.) сначала работали с перерывами, а к настоящему времени оказались полностью законсервированными.

Рис. 7. Трансарабский газопровод.

Впрочем, оживление в регионе и обнаружение месторождений природного газа в исключительных экономических зонах Израиля и Египта не могли не вызвать активности и в Ливане. Которая, впрочем, тормозилась неэффективной экономикой и её коррумпированностью. Вплоть до 2012 года обнаружить ливанских месторождений не удавалось. Однако, норвежская компания Spectrum заявила об обнаружении месторождения с запасами ориентировочно в 719 млрд куб. м. Впоследствии эта цифра была увеличена до 865 млрд куб. м. Положительный прогноз дал возможность ливанскому руководству объявить первые международные торги на разведку месторождений, в которых приняло участие около 50 компаний, включая таких гигантов отрасли, как Total, Shell, Eni и т.д.

Как указывают турецкие авторы, в ходе определения границ исключительной экономической зоны Ливана в Средиземном море у неё возникла напряженность в Государством Израиль, в частности, из-за приграничного месторождения «Кариш». В этой связи пока остается лишь только догадываться, как ливанская сторона отреагирует на соглашение, подписанное между израильскими официальными лицами и руководством компании Energean Oil&Gas на начало добычи газа на в/у месторождении.

Дальнейшие работы по разведке Ливаном своих месторождений наталкиваются на серьёзные региональные проблемы, как политические, так и экономические. Одной из серьёзнейших является гражданская война в приграничной Сирии, результатом которой стало появление в Ливане уже около 1 млн беженцев. Разумеется, на фоне суммарного населения страны в 5,9 млн человек, данная цифра не может не вызывать законного беспокойства.

Рис. 8. Ливанские блоки для разведки месторождений нефти и газа.

Невзирая не все препятствия, очередные торги на разведку месторождений были открыты Ливаном в феврале 2017 года, в частности, за номерами 1, 4, 8, 9 и 10. При этом немедленно возникла напряженность с Израилем из-за принадлежности блоков 8, 9 и 10.

Главной целью Ливана в настоящее время является обнаружение месторождений нефти и газа, которые бы позволили бы стране снизить свою зависимость от поставок из-за рубежа. В том случае, если будут возникать излишки, то страна заинтересована в том, чтобы войти в пул поставщиков в Европу. При этом, со всей неизбежностью, возникает вопрос относительно логистики подобных поставок, среди вариантов которых – строительство трубопроводной системы, использование существующего трансарабского газопровода, строительство терминала по сжижению газа и поставка СПГ, поставка газа для сжижения на египетские терминалы. Одним из вариантов, на который особо указывают турецкие исследователи является участие Ливана в проекте строительства газопровода Восточного Средиземноморья.

При этом ближайшей к Ливану европейской страной является Греция (около 1500 км). В этом смысле неплохой опцией для Ливана является организация поставок в Европу через Турцию, что позволило бы снизить расстояние приблизительно на 500 км. Впрочем, согласно прогнозам специалистов, Ливану не удастся ранее 2020 года получить даже газа для нужд собственной экономики.

Рис. 9. Возможный маршрут газопровода Восточного Средиземноморья.

52.25MB | MySQL:108 | 0,494sec