О китайско-пакистанском сотрудничестве в области военного и гражданского космоса

По данным китайских источников, в рамках ежегодной конференции по авиакосмической технике в Исламабаде AirTech 17, проведенной в период с 6 по 8 декабря 2017 г. в Университете ВВС Пакистана Начальник главного штаба ВВС – маршал авиации Сохаил Аман довел до сведения участников информацию о развитии национальной космической программы. Основными задачами программы по освоению космического пространства для официального Исламабада являются:

– создание орбитальных группировок разведывательных, навигационных и коммуникационных космических аппаратов;

– подготовка космонавтов для полетов на орбитальную обитаемую станцию «Небесный союз», создаваемую китайскими специалистами.

По первому пункту представляется возможным сообщить, что еще в 1990 г. с космодрома Сичан при помощи ракеты-носителя «Великий поход 2Е» был выведен первый опытный космический аппарат (КА) пакистанского производства под обозначением «Бадр 1». Второй аппарат исследовательского назначения был выведен также с указанного космодрома в 2001 г.

Подобный разрыв во времени между пусками объясняется тем, что пакистанские инженеры не обладали собственными разработками в области бортового радиоэлектронного оборудования космического назначения и были вынуждены приобретать компоненты европейского производства. Китайские специалисты отмечают, что в начале 2000 г. европейские и американские производители компонентов космического назначения контролировали большую часть рынка комплектующих – системных плат, двигателей для космических аппаратов, солнечных панелей и т.д.

В этих условиях, единственным вариантом для официального Исламабада стало активное сотрудничество с китайскими конструкторами, которые к началу нового тысячелетия уже имели большой опыт создания разведывательных и метеорологических космических аппаратов разных серий. Очевидным плюсом для пакистанских военных являлось то, что китайские специалисты обеспечивали необходимый уровень секретности в ходе подготовки к пуску, а кроме того, гарантировали надежность ракеты-носителя, способную выводить полезную нагрузку как геосинхронные, так и на геостационарные орбиты разной высоты.

По данным СМИ КНР, к 60-тилетнему юбилею установления китайско-пакистанских отношений 12 августа 2011 г. с космодрома Сичан при помощи ракеты-носителя «Великий поход 3В» (на тот момент 15-й успешный пуск ракеты) был выведен спутник связи Paksat-1R (масса 5500 кг.), который расположен на орбите с переменной высотой. Известно, что к моменту запуска пакистанского КА ракеты-носители серии «Великий поход» успешно выполнили 143 миссии.

Упомянутый КА создан при содействии китайских специалистов, на базе серийного аппарата космической разведки «Красный восток 4» (спутник фоторазведки). Передачу данных в двух диапазонах обеспечивает 30 направленных антенн и при необходимости пакистанские пользователи могут задействовать еще три дополнительных приемо-передатчика.

В отношении разработок КА военного назначения известно, что  китайские специалисты во взаимодействии с пакистанскими инженерами разработали два аппарата на основе проверенной временем серии аппаратов «Яогань». По данным китайских источников, пакистанские военные на первом этапе – в 2018 г. получат в свое распоряжение два спутника-разведчика.

Первый аппарат под обозначением PRSS-1 представляет собой спутник оптико-электронной разведки, обладающий разрешением 2,5 м. Указанный КА позволит обнаруживать объекты длиной от 2 до 16 м. в квадратах местности размером 60х60 или 350х350 км.

Второй КА под обозначением PRSS-2 будет оснащен радиолокационной станцией с синтезированной апертурой, которая позволит обнаруживать цели даже в условиях сильной и слоистой облачности. Два спутника разведчика позволят пакистанским военным наблюдать за активностью индийских военных в спорных пограничных районах.

Необходимо отметить, что в последнее время соответствующие подразделения ВС Индии ведут активную разведку над пакистанской территорией при помощи гражданских квадрокоптеров производства известной китайской компании DJI. Пакистанские военные неоднократно сбивали квадрокоптеры из стрелкового оружия и обнаруживали внутри аппаратов карты памяти, благодаря которым были установлены места взлета и маршруты полета от индийских пограничных застав до объектов пограничных войск ВС Пакистана.

В данной ситуации пакистанским военным необходимо развертывать систему радиоэлектронного противодействия (РЭП) для блокирования передачи управляющих сигналов на каналах системы GPS, модули которой установлены в продукции компании DJI. Данный вопрос можно достаточно просто решить при помощи поставок соответствующего оборудования из КНР.

Создание сплошного поля радиоэлектронных помех создаст проблемы и для самих пакистанских военных и в этом случае существенную помощь могут оказать гражданские компании КНР, которые наладили выпуск специальных «электронных ружей», предназначенных для направленной постановки помех в направлении обнаруженных квадрокоптеров.

Необходимо указать, что в подразделениях Корпуса морской пехоты ВМС США подобная техника уже принята в опытную эксплуатацию, а военнослужащие отрабатывают тактику применения «электронных ружей» в составе боевых троек при действии в населенных пунктах. По оценкам пакистанских и китайских специалистов, такие средства РЭП будут необходимы американским военным при плановом наращивании численности контингента ВС США в соседнем Афганистане.

Благодаря долговременному военно-техническому сотрудничеству с ОПК КНР пакистанские военные рассчитывают в перспективных КА военного назначения разместить модули, позволяющие блокировать применение гражданских и военных беспилотных летательных аппаратов, которые будут взлетать с территории Индии. Вполне вероятно, что по просьбе пакистанских военных, компания DJI внедрит в операционную систему выпускаемых квадрокоптеров координаты регионов/районов, закрытых для полетов.

Кроме разработки и запуска новых КА при содействии китайских специалистов на территории Пакистана начато создание сети станций непрерывного сигнала системы глобального позиционирования «Бэйдоу». Достоверно известно, что модули навигации по сигналам от спутников данной системы:

– внедрены в головные части наведения баллистических ракет «Хатф-7», «Хатф-8», «Шахиин-2»;

– входят в состав боевых информационно-управляющих систем фрегатов проекта «Зульфигар», перспективных дизель-электрических подводных лодок проекта S-20 и основных боевых танков МВТ-2000, а также в состав навигационно-пилотажного комплекса легкого истребителя JF-17 «Гром».

В отношении подготовки космонавтов из числа военнослужащих ВВС Пакистана известно, что данная программа начата в 2011 г. после успешного запуска китайского обитаемого модуля «Тяньгун 1».  Вероятно, первый пакистанский космонавт получит место в китайской ракете-носителе для полета на орбитальную станцию в 2022 г.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что подобное тесное сотрудничество двух стран стало возможным после подписания соответствующего соглашения между Исследовательским советом по космосу и верхним слоям атмосферы Пакистана и китайской промышленной компанией «Великая стена», которая была создана в рамках «Китайской аэрокосмической научно-технической корпорации».  Именно налаженные каналы связи между пакистанскими и китайскими конструкторами позволяют активно развивать сотрудничество в космической сфере с учетом того, что именно в КНР можно приобрести соответствующие комплектующие по доступной для пакистанских военных и специальных служб цене.

62.81MB | MySQL:102 | 0,901sec