О процессе разработки истребителя пятого поколения для ВВС Пакистана

По данным пакистанских военных, ВВС Индии планируют получить первый истребитель пятого поколения (программа AМСА)  к 2035 г., что обусловлено отказом Индии инвестировать дополнительные 2 млрд долл. США в российско-индийскую программу истребителя пятого поколения под обозначением FGFA. Как сообщают китайские источники, официальный Нью-Дели выделил уже 5 млрд долл. США на программу FGFA, однако по мнению индийских технических специалистов и военных, конечный продукт российского оборонно-промышленного комплекса под обозначением Су-57 не отвечает требованиям, описанным в техническом задании.

Кроме того, индийская сторона указывает на постоянные срывы в процессе разработки самолета, что привело к серьезной задержке реализации проекта. Китайские и пакистанские аналитики уверены, что претензии Индии к РФ надуманы и инспирированы американскими лоббистами и политиками, которые прикладывают значительные усилия для продвижения американской военной техники на индийский рынок.

Представители ВВС НОАК и Пакистана отмечают достаточно высокие летные характеристики Су-57, который является реальным конкурентом для американских F-22 и F-35 в вопросе завоевания и обеспечения превосходства в воздухе. Китайским специалистам известны практически все положительные и отрицательные стороны американских самолетов,  обусловленные высокой технической и программной «сложностью» данных самолетов.

По данным СМИ КНР, 8 декабря 2017 на прошедшей в Исламабаде  ежегодной конференции, посвященной развитию аэрокосмической техники, Начальник штаба ВВС Пакистана – маршал авиации Сохаил Аман довел до сведения участников информацию о том, что высшее военно-политической руководство приняло решение о сотрудничестве с предприятиями оборонно-промышленного комплекса КНР по следующим направлениям:

– разработка истребителя пятого поколения в рамках «Проекта AZM»;

– разработка и запуск космических аппаратов разведки/дистанционного зондирования земли и пилотируемых обитаемых космических аппаратов.

Известно, что в качестве места проведения указанного мероприятия был выбран Университет ВВС Пакистана, что обусловило характер доводимой информации.

В отношении процесса взаимодействия между китайскими и пакистанскими самолетостроителями при разработке малозаметного истребителя пятого поколения (по китайской классификации четвертого поколения) известно, что Шэньянское авиастроительное предприятие пытается продвигать свою разработку под обозначением «Цзянь-31» (экспортное обозначение FC-31). Известно, что на данном предприятии достаточно уверенно выполняют программу по выпуску тяжелых двухмоторных истребителей «Цзянь-11», истребителей-бомбардировщиков «Цзянь-16» для ВВС НОАК, а также палубных истребителей «Цзянь-15» для ВМС НОАК.

Однако необходимо учитывать, что с ВВС Пакистана традиционно сотрудничают авиастроители из г. Чэнду, которые разработали легкий одноместный истребитель JF-17 «Гром» и успешно выполняют контракт на поставку комплектующих. По данным китайских источников, 7 ноября 2017 г. на авиазавод в г.Чанша прибыл первый истребитель JF-17 «Гром» для проведения капитального ремонта. Известно, что специалисты четырех китайских авиастроительных предприятий провели специальные подготовительные курсы для сотрудников авиаремонтного цеха.

Следует отметить, что в середине ноября 2017 г. на очередной пресс-конференции для национальных и иностранных СМИ министр оборонной промышленности Пакистана Ранва Танвир Хусейн подтвердил, что официальный Исламабад даже рассматривает возможность приобретения от 30 до 40 истребителей «Цзянь-31» при цене не более 75 млн долл. США за единицу при условии, что китайские производители будут поставлять не менее 4 самолетов в год.

Известно, что специалисты 601-ого НИИ (г.Шэньян) разработали две модификации малозаметного истребителя «Цзянь-31», а именно «Цзянь-31Н» предназначен для базирования на аэродромах ВВС и выполнения задач только над континентальной частью страны, тогда как «Цзянь-31J» это палубный истребитель. По данным СМИ КНР, на предприятии в г.Шэньян проходит испытание уже третий опытный образец боевого самолета. Возможность применения этого  истребителя с палубы авианосца вполне возможна благодаря умеренному взлетному весу и мощности двигателей РД-93, которые китайские авиационные предприятия регулярно приобретают в РФ.

Представляется возможным указать следующие тактико-технические характеристики истребителя «Цзянь-31»:

– длина: 16,8 (17,3) м;

– размах крыла: 11,5 м;

– высота: 4,8 м;

– номинальная масса самолета: 17,5 тонн;

– максимальный взлетный вес: 28 тонн;

– масса полезной нагрузки: 8 тонн;

– боевой радиус: 1200 (1250) км;

– максимальная скорость горизонтального полета: 1,8 МАХа;

– крейсерская скорость: 1,14 МАХа;

– практический потолок: 16000 м;

– диапазон перегрузок: от -3 до +9 G;

Известно, что корпус самолета на 30% состоит из композитных материалов, что обеспечивает необходимый уровень малозаметности.

В состав авиационных средств поражения (АСП) входят управляемые ракеты класса «воздух-воздух» «Гром-12D» (или SD-10) и высокоточные корректируемые оперенные авиабомбы. Во внутренних ракетно-бомбовых отсеках можно разместить шесть ракет или две ракеты и две бомбы, а на внешних точках подвески еще шесть единиц авиационных средств поражения (АСП).

Представляется возможным сформулировать следующие варианты развития «Проекта AZM».

Вариант первый. ВВС Пакистана действуют по упрощенной схеме и подписывают контракт с авиастроителями из Шэньяна на поставку партии истребителей «Цзянь-31» и систематически получают боевые машины, на которых распространяется гарантия производителя. В данном случае, ВВС Пакистана смогут получить первые машины для опытной войсковой эксплуатации в 2020 г.

В случае успешного устранения выявленных недостатков первые серийные машины поступят на вооружение ВВС Пакистана уже в 2025 г., что на 10 лет раньше, чем это сделают индийские военные при успешной реализации национальной программы АМСА.

Вариант второй. Шэньянское предприятие размещает в Пакистане сборочную линию и передает техническую документацию на определенную долю комплектующих для их производства в Пакистане. Данный вариант несколько задержит темпы производства конечного продукта, однако позволит пакистанским инженерам повысить свою квалификацию.

Вариант третий. Пакистанские подрядчики организуют выпуск 60% комплектующих на своей территории, что позволит снизить стоимость самолета. Китайские обозреватели отмечают, что направление JF-17 «Гром» на капитальный ремонт в г.Чанша указывает на недостаточный уровень пакистанских авиационных инженеров и низкие возможности инструментальной базы, что обуславливает невозможность в сжатые сроки (в течение пяти лет, по замыслу ВВС Пакистана) самостоятельно разработать малозаметный истребитель нового поколения. Китайские обозреватели указывают, что общий бюджет ВС Пакистана не позволяет проводить необходимые НИОКР, сопровождающие процесс разработки подобного самолета.

Вариант четвертый. Чэндусское авиапредприятие также будет активно участвовать в «Проекте AZM» и предложит  абсолютно новую модификацию истребителя JF-17 c двукилевым хвостовым оперением и обновленным корпусом из композитных материалов. Фактически это будет новый истребитель, который позволит ВВС Пакистана сохранить паритет с тяжелыми истребителями Су-30МКИ ВВС Индии в небе региона.

Пятый вариант. Китайские специалисты рассматривают возможность сотрудничества пакистанских авиастроителей с польским предприятием Polska Grupa
Zbrojeniowa S.A., представители которого готовы передать официальному Исламабаду документацию по проекту малозаметного двухмоторного штурмовика «Скорпион». Известно, что Начальник штаба ВВС Пакистана – маршал авиации Сохаил Аман  уже совершил официальный визит в Польшу и провел переговоры с руководством Polska Grupa Zbrojeniowa S.A. о сотрудничестве по данному вопросу.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что указанные варианты развития событий по «Проекту AZM»  не учитывают заинтересованности пакистанских военных в приобретении российских Су-35С, которые уже поступили на вооружение ВВС НОАК.

52.25MB | MySQL:103 | 0,639sec