В конце сентября месяца этого года Фонд политических, экономических и социологических исследований (SETAV), базирующийся в Анкаре, опубликовал исследование под заголовком «Роль Восточного Средиземноморья в становлении Турции в качестве центра энергетической торговли».
Начинаем рассмотрение третьего раздела документа, озаглавленного «Вероятные маршруты для (транспортировки) природного газа Восточного Средиземноморья». Данный раздел авторы начинают с констатации того факта, что обнаружение газа в регионе заставило такие страны как Израиль, Египет, Палестина (частично признанное государство – В.К.) и Республику Кипр (в турецком обиходе «Греческая администрация Южного Кипра» или ГАЮК – В.К.) искать новый баланс и в этом смысле критическое значение имеют отношения, складывающиеся между Турцией и ГАЮК. При этом те протесты, которые подала турецкая сторона после одностороннего определения Республикой Кипр своей исключительной экономической зоны и разметки её на блоки, вплоть до настоящего времени киприотами-греками были проигнорированы. Соответствующая лицензия на разведку месторождений, при полном игнорировании мнения киприотов-турок, была выдана компании Noble Energy, которая также проводит работы в Израиле на месторождениях «Тамар» и «Левиафан».
Знаковым стала публикация в апреле 2017 года со стороны Министерства энергетики и природных ресурсов Турции документа, озаглавленного «Государственная политика в сфере энергетики и горнодобывающей промышленности». В частности, там указывается на необходимость возобновления разведки месторождений энергоносителей в бассейнах Черного и Средиземного морей, конечно целью которой является уменьшение зависимости от поставок из-за рубежа. При этом турки, вполне логичным образом, исходят из того соображения, что и в их исключительной экономической зоне есть высокая вероятность обнаружения запасов, коль скоро с севера, юга и востока страна окружена странами, богатыми энергоносителями. Разведка была возобновлена 21 апреля 2017 года. Ускорить работы планируется через направление на помощь сейсмическому судну Barbaros Hayreddin Pasa ещё одного – Oruc Reis. На тот случай, если греческой администрацией острова будет проявлена «обеспокоенность», поддержка туркам обещана со стороны израильской Delek Group на всех этапах – от разведки месторождений, до добычи и сбыта.
С другой стороны, есть Египет, который после обнаружения у себя запасов природного газа тем же Израилем утратил своё монопольное положение единственной добывающей страны региона.
В целом, на фоне событий, разворачивающихся в регионе, важнейшим вопросом становится транспортировка и сбыт добываемых энергоносителей. В результате множества различий между добывающими странами региона (в политике, в экономике, в энергетике и т.д.) единства мнений пока не наблюдается. Что, впрочем, сопровождается подготовкой большого массива проектов различных совместных планов и программ. В общем и целом, в смысле маршрутов транспортировки энергоносителей, можно выделить пять основных вариантов.
Первый вариант – поставка газа по маршруту Израиль – ГАЮК – Греция в рамках большего проекта, пользующегося поддержкой Европейского союза, – газопровода Восточного Средиземноморья.
Второй вариант – строительство газопровода между Израилем и Турцией (таким образом, для дальнейшего перенаправления газа в ЕС будет использована турецкая трубопроводная система, как существующаяся, так и будущая – В.К.).
Третий вариант – поставки газа из Израиля в Египет (при этом, по всей видимости, подразумевается его сжижение и дальнейшая поставка к рынкам сбыта – В.К.).
Четвертый вариант – поставки газа в рамках подписанного протокола между ГАЮК и Египтом.
И, наконец, пятый вариант – строительство передающей сети электроэнергии (иными словами, речь идёт о том, что добываемый газ будет превращен в электроэнергию, которая может в дальнейшем передаваться на рынки сбыта – В.К.).
После такого небольшого вступления, турецкие исследователи приступают к более подробному рассмотрению всех перечисленных выше маршрутов и вариантов транспортировки.
Итак, вариант первый – маршрут «Израиль – Республика Кипр – Греция». В рамках этого плана газ, добываемый в Израиле и в ГАЮК, планируется поставлять сначала в Грецию (через о. Крит) и далее в Европу. Как было уже сказано выше, этот маршрут является составной частью большего проекта – строительства газопровода Восточного Средиземноморья, пользующегося поддержкой ЕС (см. рис.10).
Рис. 10. Маршрут прохождения газопровода Восточного Средиземноморья.
Этот проект пользуется финансовой поддержкой со стороны ЕС и работы по нему реализуются в рамках Проектов общего интереса (так называемые Projects of Common Interest или PCI – В.К.). Ожидается, что мощность газопровода составит около 15,3 млрд куб. газа в год и что он будет обеспечивать бесперебойные поставки газа из Республики Кипр в Грецию. По состоянию на время написания турецкого отчёта, переговоры между странами-участницами продолжались под аккомпанемент официальных заявлений о поддержке проекта. Впрочем, к настоящему времени официального соглашения, знаменующего старт строительства газопровода Восточного Средиземноморья, так и не подписано. Разумеется, как и всегда в подобных случаях, всё или многое упирается в высокую стоимость проекта (на самом деле, в мире не так много «энтузиастов», вроде отечественного «Газпрома», которые готовы инвестировать миллиарды долларов в строительство новых трубопроводных систем – В.К.).