Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (4 – 10 декабря 2017 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связаны с заявлением президента США Д. Трампа о признании Иерусалима столицей Государства Израиль, а также Сирией и Ираком, где, как было объявлено, завершен разгром основных сил «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России).

6 декабря президент США Д. Трамп выступил с заявлением о том, что Соединенные Штаты признают Иерусалим столицей Израиля и начинают процесс переноса американского посольства в Израиле из Тель-Авива в Иерусалим. При этом Д. Трамп подчеркнул, что «промедление в этом вопросе не имеет ничего общего с достижением мира на Ближнем Востоке. Пришло время признать Иерусалим столицей Израиля». Глава Белого дома констатировал, что принятое решение не означает ослабления приверженности США поиску долгосрочного мира в регионе. Он также отметил, что нынешний шаг не связан с решением спорных вопросов, в частности, о границах. Д. Трамп также заявил, что США глубоко привержены делу достижения мирного соглашения, приемлемого как для Израиля, так и для палестинцев. По словам президента, США готовы вернуться к двухгосударственному решению ближневосточной проблемы, если обе стороны этого хотят. Одновременно Трамп подписал формальное уведомление Конгрессу США об очередной отсрочке переноса посольства еще на шесть месяцев.

Премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху поблагодарил Д. Трампа за признание Иерусалима столицей еврейского государства. Тем временем решение президента США по Иерусалиму вызвало негативную реакцию в мире, особенно в арабских и мусульманских странах. Повсеместно оно было признано «идущим вразрез с устоявшимися подходами международного сообщества в целом к статусу Иерусалима». Глава Палестинской национальной администрации М. Аббас подчеркнул, что «решение Трампа можно считать официальным выходом США из мирного процесса» на Ближнем Востоке. Палестинское руководство заявило, что не пойдет на какой-либо контакт с Вашингтоном до отмены решения Д. Трампа по Иерусалиму. Лига арабских государств призвала США отменить принятое по Иерусалиму решение, охарактеризовав его недействительным, нарушающим международное законодательство и противоречащим решениям СБ ООН. Россия выразила серьезную обеспокоенность объявленным в Вашингтоне решением о переносе посольства США в Иерусалим. Характерно, что действия США не поддержали их европейские союзники, в том числе Великобритания, Германия, Франция, Италия, Евросоюз в целом. В ответ израильский премьер Б. Нетаньяху обвинил европейские государства в «политике двойных стандартов», отметив, что европейцы не желают принять решение по США по Иерусалиму, но при этом не осуждают ракетные удары палестинцев по территории Израиля.

8-9 декабря на палестинских территориях Западного берега реки Иордан и в секторе Газа прошли протестные выступления местного населения против решения президента США Д. Трампа о признании Иерусалима столицей Израиля. И если 8 декабря в них приняли участие несколько тысяч человек, то на следующий день – лишь несколько сотен человек. Уменьшилось и число пострадавших в результате столкновений с израильской полицией и силами безопасности: 8 декабря – 1,1 тыс. человек, 9 декабря – 231 человек. Как отмечают эксперты, арабы на палестинских территориях «устали от интифад и беспорядков. Они не верят, что такие формы протеста могут принести им какую-либо пользу».

Палестинские боевики из сектора Газа выпустили несколько ракет по израильской территории. В ответ Израиль нанес удары по объектам радикального движения ХАМАС в Газе. Сообщается о гибели двух человек.

Демонстрации протеста против решения Д. Трампа по Иерусалиму прошли в Египте, Иордании, Ираке, Тунисе, Сирии, Ливане и ряде других стран.

Президент России В. Путин 6 декабря сообщил, что в Сирии «операции на восточном и на западном берегах Евфрата (провинция Дейр-эз-Зор) завершены полным разгромом террористов». Начальник Генштаба ВС РФ генерал армии В. Герасимов, в свою очередь, информировал о том, что «все бандформирования ИГИЛ на территории Сирии уничтожены, а сама территория освобождена». В этой связи, как заявили в Генштабе ВС РФ, российская группировка войск в Сирии сосредоточит свои усилия на восстановлении мирной жизни в этой стране. В то же время не исключено появление отдельных диверсионных групп ИГ на освобожденной территории, но «все они будут уничтожаться правительственными войсками».

Пентагон не согласен российским Генштабом, отметив, что «Сирия пока еще не полностью освобождена от боевиков ИГ, но даже после этого нужно будет противостоять угрозе возвращения экстремистов в страну». Кроме того, в Пентагоне считают, что вклад России в разгром «Исламского государства» не был значительным, а «большая часть территории, освобожденной в Ираке и Сирии, была освобождена благодаря усилиям глобальной коалиции и ее партнеров». Было подчеркнуто, что США намерены продолжать поддерживать «основанное на обстоятельствах» военное присутствие в Сирии «для стабилизации освобожденных от боевиков ИГ районов и предотвращения возможного возвращения туда радикалов». Представитель МО США сообщил 7 декабря, что в Сирии остаются около 2000 американских военных.

Минобороны РФ назвало заявление США об освобождении большей части Сирии и Ирака силами коалиции «попыткой выдать желаемое за действительное». Вместе с тем, по словам генерала В. Герасимова, взаимодействие России и США позволило добиться успехов в деле урегулировании сирийского кризиса. При этом «на фоне успехов правительственных сил в освобождении территории своего государства и принимая во внимание позицию США о приверженности территориальной целостности и независимости Сирийской Арабской Республики, остаются не до конца понятными устремления США закрепиться в Сирии». В частности, речь идет о присутствии американских военных в районе Эт-Танфа на юге САР.

Отметим, что боевики ИГ в Сирии сохраняют свое присутствие на севере провинции Хама, на юге провинции Идлиб, в палестинском лагере Ярмук в Дамаске и в пустынном районе (до 7 тыс. кв. км) к западу от Дейр-эз-Зора. Сопротивление продолжают оказывать силы ИГ на левом берегу Евфрата, где действуют при поддержке авиации коалиции во главе с США преимущественно курдские «Силы демократической Сирии». Одна из групп, аффилированных с ИГ, сохранила небольшой анклав на юге Голанских высот. Всего, поданным командования международной коалиции, в Сирии и Ираке осталось не более 3 тыс. боевиков «Исламского государства».

На минувшей неделе правительственные войска САР и союзные им силы при поддержке ВКС России вели бои против формирований экстремистских группировок в провинциях Дейр-эз-Зор, Дамаск, Эль-Кунейтра, Алеппо, Хама и Хомс. Шесть бомбардировщиков Ту-22М3 ВКС РФ нанесли 5 декабря удар по объектам боевиков ИГ в провинции Дейр-эз-Зор.

Боевики ИГ вели бои с вооруженными формированиями исламистского альянса «Хайят Тахрир аш-Шам» в провинциях Хама и Идлиб, расширяя здесь зону своего контроля.

Израильский ракетный удар был нанесен по одной из позиций ВС САР в пригороде Дамаска в ночь на 5 декабря.

В Женеве 5 декабря возобновились переговоры по сирийскому урегулированию. В отсутствие делегации правительства САР спецпосланник ООН по Сирии С. де Мистура проводил консультации с объединенной делегацией сирийской оппозиции. При этом оппозиция не считает возможным отзыв коммюнике ноябрьской объединительной конференции в Эр-Рияде, где содержится требование ухода президента САР Б. Асада перед началом переходного периода в Сирии, «поскольку оно основано на резолюции 2254 СБ ООН и женевском коммюнике». 10 декабря делегация правительства Сирии прибыла в Женеву для продолжения переговоров.

США поддерживают участие Б. Асада в межсирийских переговорах, пока он остается у власти, заявил 5 декабря госсекретарь США Р. Тиллерсон. По его словам, «за русскими остается [задача] усадить его за стол переговоров».

Москва и Вашингтон убеждены, что правительство Сирии и оппозиция должны участвовать в переговорах в Женеве без предварительных условий, заявил 7 декабря глава МИД России С. Лавров, комментируя переговоры с Р. Тиллерсоном в Вене.

В Ираке правительственные силы установили полный контроль над ирако-сирийской границей, выбив оттуда боевиков ИГ. Террористы больше не контролирует значимых территорий в стране. Глава правительства Х. аль-Абади объявил в 9 декабря об окончании в Ираке войны против ИГ. 10 декабря в Багдаде состоялся парад победы над ИГ. В Госдепартаменте США в этой связи заявили, что международная контртеррористическая коалиция и американские военные продолжат оказывать помощь службам безопасности и вооруженным силам Ирака.

38-й ежегодный саммит Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива прошел 5 декабря в Кувейте без участия лидеров КСА, Бахрейна и ОАЭ, бойкотирующих Катар, а также Омана. Встреча делегаций стран-членов прошла на фоне продолжающегося ровно полгода дипломатического кризиса. При этом заявлений по Катару не было сделано. В финальном коммюнике участники встречи подтвердили важность сохранения единства ССАГПЗ, укрепления оборонных и экономических связей; призвали граждан Йемена объединиться против поддерживаемых Ираном мятежников-хоуситов; предостерегли о последствиях изменения статуса Иерусалима; заявили о приверженности борьбе с терроризмом и экстремизмом во всех его проявлениях и ликвидации его финансовых и информационных источников. Шесть стран повторили единую позицию относительно вмешательства Ирана в дела стран региона, потребовав от Тегерана «прекратить финансировать и вооружать террористические группировки».

4 декабря в Йемене шиитскими мятежниками-хоуситами был убит экс-президент страны А. А. Салех. В это же день хоуситы заявили, что восстановили контроль над столицей Йемена Саной после вооруженного выступления, предпринятого против них А. А. Салехом. Сообщается, что хоуситы убили несколько десятков деятелей партии А. А. Салеха — Всеобщего народного конгресса.

НАТО поддерживает соглашение по ядерной программе Ирана, но готово реагировать на ракетные угрозы со стороны Тегерана, заявил 4 декабря генсек альянса Й. Столтенберг. О поддержке Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по иранской ядерной программе заявили также Франция и Германия, но они настаивают на отказе Ирана от развития ракетной программы и требуют от Тегерана ограничить «гегемонические устремления в регионе». Последовательное выполнение ядерной сделки с Ираном — это ключевой вопрос европейской, региональной и глобальной безопасности, заявила 5 декабря верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ф. Могерини. США остаются участником СВПД по иранской атомной программе и не собираются выходить из этого соглашения, сообщил 7 декабря госсекретарь США Р. Тиллерсон.

4 декабря министр обороны США Дж. Мэттис на встрече с премьер-министром Пакистана Ш. Х. Аббаси и своим пакистанским коллегой Х. Д. Ханом призвал Исламабад активнее бороться с терроризмом. Мэттис также отметил вклад Пакистана в войну с терроризмом и подчеркнул ту важнейшую роль, которую Пакистан может сыграть, работая вместе с США и другими странами над проведением мирного процесса в Афганистане.

Большинство лиц, арестованных в Саудовской Аравии по обвинению в коррупции, согласились на досудебное урегулирование, заявила 5 декабря генпрокуратура королевства по итогам разбирательства по делу о масштабной коррупции в стране. Всего 320 лиц был вызваны в Высший комитет по борьбе с коррупцией с начала расследования. Часть из них была перенаправлена в генпрокуратуру. Ныне арестованных насчитывается 159 человек. Следственные органы КСА до настоящего времени привлекли по делам, связанным с коррупцией, 376 человек.

Приложение

Судан: некоторые проблемы национальной безопасности

К главным проблемам национальной безопасности Судана следует отнести неурегулированные конфликты в западном регионе Дарфур и южных штатах Голубой Нил и Южный Кордофан, где продолжается повстанческая деятельность антиправительственных вооруженных группировок. Напряженность сохраняется и во внутриполитической и экономической ситуации в стране. Сложной остается и внешнеполитическая обстановка вокруг Судана. Неурегулированными остаются территориальные споры с Южным Суданом и Египтом. Судан в течение длительного времени находится под международными санкциями, введенными СБ ООН в связи обвинениями в нарушениях прав человека и поддержке терроризма. В отношении Хартума действуют и односторонние американские экономические санкции, а президент республики О. аль-Башир объявлен в розыск Международным уголовным судом по обвинению в совершении преступлений против человечности в Дарфуре.

«Одной из ключевых кризисных точек на карте Судана» по праву считается Дарфур. Ситуация в этом регионе почти 15 лет серьезно дестабилизирует обстановку в стране. Конфликт в Дарфуре имеет многоплановый характер. Это, прежде всего, противостояние между правительственной армией и повстанческими группировками, заявляющими, что они отстаивают права местного негроидного населения. Кроме того, вооруженное противоборство происходит между враждующими дарфурскими группировками, а также между различными племенами и кланами. В регионе усиливается роль криминальных группировок. Многочисленные попытки, в том числе при международном посредничестве урегулировать ситуацию в Дарфуре, прекратить насилие и наладить устойчивый процесс политического урегулирования особого успеха не имеют. Соглашения о прекращении огня и налаживании диалога, как правило, не соблюдаются или выполняются не в полном объеме. Этому мешают как накопившиеся за долгие годы враждебность и взаимное недоверие, а также раздробленность антиправительственных группировок. Так, в сентябре 2016 г. президент Судана О. аль-Башир объявил о прекращении вооруженного конфликта в Дарфуре и восстановлении там мира, однако буквально через две недели бои между армией и повстанцами возобновились и с перерывами продолжаются по настоящее время. Хартум обвиняет в поддержке повстанцев Южный Судан, Египет и «восточное «правительство» Ливии, олицетворением которого стал Хафтар». В то же время через территорию Дарфура осуществляется транзит оружия (в основном катарского) для исламистских сил в Ливии. Ситуация в этом регионе усугубляется тем, что в условиях трудной финансово-экономической ситуации в Судане центральное правительство действует по отношению к Дарфуру «по остаточному принципу», ограничивая выделение бюджетных средств. В целом предпосылок к улучшению ситуации в Дарфуре не предвидится. Обстановка здесь остается очень сложной, а в ряде случаев просто никем не контролируемой.

Еще одной крупной зоной нестабильности и напряженности в Судане являются граничащие с Республикой Южный Судан (РЮС) штаты Южный Кордофан и Голубой Нил, где местные повстанцы-сепаратисты из Суданского народно-освободительного движения (Север) (СНОД-С), поощряемые руководством РЮС, с 2011 г. ведут вооруженную борьбу против хартумского правительства. На сегодняшний день повстанцы контролируют значительные территории в обоих штатах и не намерены отказываться от продолжения вооруженной борьбы. В то же время правительственная армия не в состоянии сломить сопротивление сил противника, создавшего хорошо оборудованные позиции в горных районах, что предопределяет затяжной характер конфликта, который оказывает заметное негативное влияние на общую обстановку в Судане.

В столице Эфиопии Аддис-Абебе при посредничестве Африканского союза (АС) периодически проходят переговоры между делегациями Хартума и СНОД-С. При этом складывается впечатление, что эти переговоры «ведутся ради переговоров, то есть, чтобы показать мировому общественному мнению стремление к миру при полном отсутствии такового, причем не только со стороны Хартума». Формально власти Судана еще в 2015 г. объявили одностороннее перемирие в штатах Голубой Нил и Южный Кордофан, которое регулярно продлевается Хартумом – последний раз в октябре с. г. сроком на два месяца. Тем не менее, периодически между конфликтующими сторонами происходят вооруженные столкновения. При этом командование суданской армии утверждает, что соблюдает режим прекращения огня и лишь отвечает на атаки повстанцев. Последние же, обвиняют ВС Судана в том, что они нападают на их позиции. В целом, учитывая серьезные противоречия между враждующими сторонами, нет достаточных оснований полагать, что конфликт в штатах Голубой Нил и Южный Кордофан будет урегулирован в скором времени.

После разделения в 2011 г. Судана на два отдельных государства отношения между ними сразу же приобрели недружественный, напряженный характер. На границе между Суданом и РЮС (до 2000 км) периодически имеют место вооруженные столкновения. К основным противоречиям между Хартумом и Джубой относятся: нерешенность территориально-пограничных проблем (прежде всего, спор о принадлежности нефтеносного района Абъей) и поддержка повстанческих группировок, действующих в приграничных районах Судана и Южного Судана. Не до конца разрешена также проблема транспортировки южносуданской нефти через территорию Судана. С началом гражданской войны в РЮС (2013 г.) Хартум оказывал «массированную поддержку» силам бывшего первого вице-президента этой страны Р. Машара. Переговоры, которые периодически ведутся сторонами, в том числе на высшем уровне, и подписанные по их итогам договоренности к кардинальному решению спорных проблем между двумя странами не привели и во многих случаях не выполняются.

В 2017 г. Судану удалось нормализовать отношения с Угандой. Президент этой республики Й. Мусевени публично подтвердил, что «его страна не будет предпринимать никаких враждебных акций против нынешнего режима в Хартуме».

Сложными остаются отношения между Суданом и Египтом. На суданской территории действуют лагеря подготовки египетских «Братьев-мусульман» — главного противника нынешней власти в Каире. Одним из основных раздражителей остается неурегулированность вопроса о «треугольнике Халаиб» на побережье Красного моря. В настоящее время эту территорию контролирует Египет. На сегодняшний день ситуация вокруг Халаиба находится в «замороженном» состоянии, что, однако, не исключает её нового обострения. Хартум и Каир расходятся и по жизненно важному для Египта вопросу о строительстве Эфиопией плотины «Возрождение» на реке Голубой Нил: египтяне требуют от Эфиопии приостановки строительства, в то время как Судан его поддерживает, что в Каире считают «предательством».

Судан, долгое время являвшийся единственным суннитским союзником шиитского Ирана, в январе 2016 г. объявил о разрыве дипотношений с Тегераном. Резкий поворот в сторону антииранского альянса с аравийскими монархиями вызван, прежде всего, наличием серьезных экономических проблем в Судане, которые чреваты масштабными социальными волнениями внутри страны. Хартум присоединился к аравийской коалиции во главе с КСА, в войне против мятежников–хоуситов в Йемене. После этого, по официальным данным, на начало 2016 г. саудовские инвестиции в Судане достигли 11 млрд долларов, что позволило Хартуму «серьезно минимизировать дефицит бюджета». Кроме того, власти КСА сняли запрет с саудовских банков на ведение финансовых операций с Суданом. В итоге же Хартум оказался в жесткой зависимости от Эр-Рияда, от которого в значительной степени зависит экономическая стабильность нынешнего суданского режима. Судан первоначально занял «нейтральную позицию в конфликте между «арабской четверкой» (КСА, ОАЭ, АРЕ, Бахрейн), но затем склонился в сторону КСА.

Тем не менее, Хартум сохранил доверительные и рабочие отношения с Катаром, который долгое время играл важную посредническую роль в Дарфуре, оказывал Судану финансовую помощь. В основном через Судан продолжает идти помощь лояльным Дохе группировкам на Синае и в Ливии.

Хартум всеми силами пытается вырваться из международной изоляции, в которой он оказался после введения в 1997 г. против него США. Важным шагом в этом направлении стала отмена США в октябре с. г. части экономических санкций, однако Судан остается в составляемом Госдепартаментом  списке стран, поддерживающих терроризм.

В стране регулярно происходят протестные выступления против политики властей, в том числе достаточно крупные. В то же время «структурная оппозиция в Судане в настоящий момент самым серьезным образом дезорганизована и не в состоянии руководить массовым протестным движением». Власти, как правило, достаточно быстро берут ситуацию под контроль, так как протесты носят в целом спонтанный, неорганизованный характер.

52.28MB | MySQL:103 | 0,588sec