О визите президента Франции Э.Макрона в Алжир

Блиц-визит 6 декабря французского президента Э.Макрона в Алжир, который был охарактеризован французской стороной как «дружеский и рабочий», был охарактеризован частью экспертного сообщества как попытка французского лидера сменить ориентиры в алжирском истеблишменте. Имеются ввиду те самые наработанные предыдущими французскими администрациями контакты, которые последовательно использовались Парижем с разным успехом в течение последних десятков лет. И это дало повод обозревателям говорить о том, что Э.Макрон четко готовится к окончанию «эры Бутефлики» с выстраиванием новых горизонтальных связей. Кстати, это было настолько явным, что позднее Елисейский дворец был вынужден вступить с рядом опровержений. В частности, по итогам визита глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан, выступая в эфире государственной радиостанции «Франс энтер», заявил, что президент Алжира Абдельазиз Бутефлика выглядит уставшим, но способен нормально работать на своем посту.    «Президент Франции Эмманюэль Макрон на днях встречался с ним [президентом Алжира] в ходе визита в эту страну. Они провели продолжительные и углубленные переговоры, в частности по вопросам двухсторонних отношений, но также обсудили ситуацию в мире. Могу заверить, что с точки зрения интеллектуальных способностей он находится в прекрасной форме. С точки зрения физической формы он выглядит несколько уставшим, но это нормально в преклонном возрасте», — сказал Ле Дриан. В реальности же все обстоит не так радужно. И дело даже не в состоянии здоровья нынешнего алжирского президента, а в принципе подхода к выстраиванию будущих ориентиров на алжирском направлении.
Начнем с того, что в отличие от предыдущих президентов Франции, которые совершали визиты в Алжир, Э.Макрон взял с собой очень ограниченный круг высших чиновников: только упомянутого Жа-Ив Ле Диана и внука алжирского стрелка в период Второй мировой войны, министра по бюджету Ж.Дарманина. По одному человеку было из Национальной ассамблеи (президент французско-алжирской группы дружбы Ф.Хаттаби) и Сената (С.Гали). От французских бизнес-кругов присутствовали Х.Ниель (Renault Trucks), Д.Беларми (Bureau d’Etudes Europeen) и С.Хаммуш (Mozaik RH). Два из трех из них имеют прямое отношение к алжирской диаспоре Франции, и все трое не относятся к классу «голубых воротничков», которые обычно сопровождали французских президентов прежде во время визитов в Алжир. Также отсутствовали представители агентства MEDEF, которые объединяют как раз французских промышленников. Э.Макрон также сделал особый акцент на общение во время своего визита с алжирской творческой интеллигенцией. Ради этого был организован специальный прием на вилле французского посла. От алжирцев на нем присутствовали писатели К.Дауд, А.Медди, Б.Сансал, М.Бей; карикатуристы Дилем, Н.Аззуз; редактор новостного веб-сайта «Репортеры», основатель «Алжирского фокуса» К.Хаддар. Все они, несмотря на то, что были согласованы алжирской стороной предварительно, не относятся к записным сторонникам нынешнего алжирского режима. При этом Э.Макрон проигнорировал всех традиционных алжирских бизнесменов, которые ранее были обязательными участниками такого рода встреч и визитов. Он не встретился ни с лидером алжирских промышленников А.Хаддадом, ни с миллиардером И.Ребрабом (даже несмотря на то, что последний принимал Э.Макрона в Алжире в феврале с.г., когда он приезжал туда еще в качестве кандидата в президенты и даже оплачивал его счет в ресторане «Тантра»). Вместо этого Э.Макрон встретился с главой алжирской страховой компании Х.Хелифати:, «чипсовым» королем Самиром Аитом Аудиа, главой Isly Holding Л.Будиафом (с последним французский президент встречался тет-а-тет). Все трое не входят в ближний круг нынешнего президентского клана Бутефлики. И их бизнес не связан с преференциями со стороны президента и его ближнего круга. С последними Э.Макрон принципиально не встречался. И это снова дало повод обозревателям заявить о том, что нынешний хозяин Елисейского дворца не связывает будущее Алжира именно с кланом Бутефлики.
При этом бизнес-повестка была фактически полностью исключена из программы визита. Эти вопросы днем позже обсуждали алжирские и французские премьер-министры в Париже в рамках заседания High-Level Inter-Ministerial Committee (CIHN). В рамках заседания был отмечен прогресс в проекте строительства завода PSA Peugeot Citroen. Среди других значимых контрактов надо отметить создание СП IPSEN-Isly Holding и строительства завода фармакологии французской корпорацией Sanofi. Кроме того, подписано соглашение об обменах и стажировках молодых кадров в рабочих и юридических отраслях под эгидой французской Национальной ассамблеи. Кроме того, был подписан протокол об охвате алжирских граждан социальной конвенцией Франции в рамках покрытия их затрат на лечение во французских больницах и госпиталях. И все. Довольно скромно, и обратим внимание на то, что в этих соглашениях практически отсутствует сфера серьезных инвестиций в сферу углеводородов. Все эти моменты вновь породили рассуждения экспертов о том, что Париж явно ждет развязки событий с физическим концом эры Бутефлики и при этом ставит явно не на его ближний круг. Все это безусловно означает, что нынешний уровень франко-алжирского сотрудничества далек от идеала. В том числе и в рамках попыток Парижа привлечь Алжир к более активному участию в совместной миссии по борьбе с исламистским терроризмом в зоне Сахеля. Насколько мы осведомлены, алжирцы до сих пор очень настороженно относятся к перспективе создания под эгидой французов совместной вооруженной миссии в зоне ЭКОВАС (группа пяти стран региона). И во многом по причине того, что алжирцы не хотят портить своих отношений с туарегами на своей территории, которые составляют костяк различных исламистских сепаратистских групп на севере Мали и Мавиртании.

52.2MB | MySQL:103 | 0,851sec