О развитии сотрудничества между КНР и Султанатом Оман

Известно, что Китайская Народная Республика и Султанат Оман установили дипломатические отношения 25 мая 1978 г, спустя пять лет было подписано соглашение о торговле. В 1995 г. между Пекином и Маскатом было подписано соглашение о страховании иностранных инвестиций, а в 2002 г. был подписан соответствующий документ о защите от двойного налогообложения при совершении сделок между предпринимателями из КНР и Омана.

По данным китайских источников, в 2005 г. объем двусторонней торговли достигал 2,176 млрд долл. США, то в 2014 г. данный показатель находился на уровне 25,87 млрд долл. США, однако в последние три года наблюдается значительное снижение объемов двусторонней торговли по причине нестабильной обстановки как в регионе в целом, так и в соседнем Йемене в частности.

Основная доля китайско-оманской торговли сформирована за счет поставок нефти из этого государства Аравийского полуострова, которое занимает прочное четвертое место в списке экспортеров углеводородного топлива в КНР. Кроме нефти, подтвержденные запасы которой в Омане составляет 740 млн тонн и природного газа – 849,5 млн куб. м. китайские компании заинтересованы в разработке месторождений меди, золота, серебра, хрома, железа, марганца и магния.

По данным китайских источников, оманские предприниматели инвестировали более 13 млрд долл. США в развитие нефтехранилищ на территории Китая. Инвестиционную деятельность предпринимателей двух стран координирует China-Oman Wanfang Investment Company, штаб-квартира которой расположена в г.Иньчуань (Нинся-Хуэйский автономный район).

Кроме двустороннего сотрудничества Пекин и Маскат взаимодействуют при реализации инфраструктурных проектов на территории третьих государств. Так, на территории приморского города Багамойо (в 75 км к северу от Дар-эс-Салама) в Танзании будет построен многофункциональный порт.

Известно, что основные инвесторы проекта – китайская компания China Merchants International Co., Ltd и Суверенный фонд благосостояния Омана, которые согласились вложить в перспективный порт (будет запущен в эксплуатацию в 2021-2022 гг.) 10 млрд долл. США. Известно, что власти Танзании намерены использовать опыт администрации города Шэньчжэнь (пров.Гуандун, КНР) при развитии приморских территорий страны.

 

Индустриальный парк «Дукум»

По данным китайских специалистов, еще в октябре 2011 г. руководитель Омана – султан Кабус  подписал указ о создании в районе расположения порта Дукум (юго-восток провинции Аль-Вуста) специальной экономической зоны (СЭЗ) с одноименным названием. Известно, что согласно Указу №85 управление СЭЗ «Дукум» является прерогативой органов государственной власти, которые должны обеспечить приток иностранных инвестиций для развития района площадью 1777 кв. км при протяженности береговой линии СЭЗ – 80 км.

В отношении индустриального парка «Дукум», который создается при содействии 65 китайских компаний из городов центрального подчинения Пекин, Тяньцзин, провинций Хэбэй, Хубэй, Хэйлунцзян, Ляонин, Сычуань и Нинся-Хуэйского автономного района известно следующее. Общая площадь индустриального парка составляет 11,72 кв. км, из которых 8,09 кв. км будут занимать предприятия тяжелой и химической промышленности, 3,53 кв. км предназначены для размещения предприятий легкой промышленности и складов готовой продукции. Основным подрядчиком строительства парка является China International Engineering Consulting Corporation.

Согласно проектной документации на площади 1 кв. км будет размещен жилой комплекс и пятизвездочная гостиница, что позволит принимать высокопоставленные делегации и туристические группы. В настоящее время, китайские подрядчики выполняют тендер на расширение инфраструктуры международного аэропорта Дукум. Подобный объект необходим официальному Пекину для организации перелетов гражданской и военно-транспортной авиации до Джибути и других государств Восточной Африки. Также осуществляется строительство двух новых автомагистралей от аэропорта до порта и индустриального парка.

Государственные и частные компании из Поднебесной запланировали на первом этапе инвестировать 70 млрд юаней, т.е. более 10 млрд долл. США. в строительство рассматриваемого парка и других сопутствующих объектов Данные финансовые средства предназначены для реализации девяти основных и 35 вторичных проектов в провинции Аль-Вуста.

По данным китайских источников, возведение и запуск всех объектов индустриального парка должны быть выполнены к 2021 г. Известно, что для реализации проекта власти Омана сконцентрировали около 12000 рабочих, занятых на строительстве следующих объектов:

– нефтеперегонный завод (производительность от 230 до 300 тысяч баррелей в день);

– завод по сжижению природного газа (производительность 1,8 млн куб. м/год);

– комплекс по производству строительных материалов;

– завод крупноузловой сборки грузовых и легковых автомобилей повышенной проходимости;

– завод по переработке продукции океанического лова (2,3 млн тонн/год).

Кроме того, китайские предприниматели намерены способствовать развитии сельскохозяйственного сектора Омана в этой пустынной части страны. Следует отметить, что китайские агротехники и зоологи обладают достаточным опытом по выращиванию сельскохозяйственных культур, которые специально выведены для произрастания на пустынных почвах, при минимальном объеме пресной воды (возможно применение даже соленой воды) и высоких среднесуточных температурах.

Также на территории индустриального парка «Дукум» будут размещены склады радиоэлектроники и предметов повседневного обихода, которые необходимы как местному населению, так и будущим работникам индустриального парка. Очевидно, что складские помещения будут необходимы представителям китайского бизнес-сообщества для создания запасов товаров (от 50 000 тонн и более) в этой части Аравийского полуострова.

По данным китайских источников, предприниматели из Поднебесной возведут образовательный центр, школу, больницу и солнечные электростанции (мощность 1 гигаВатт). В отношении последнего пункта китайско-оманского сотрудничества известно, что в районе населенных пунктов Адам и Мана будут построены две солнечные электростанции, мощность 200 мегаВатт каждая. Китайские специалисты рассчитывают, что к 2040 г. 50% электроэнергии в султанате будут получать от солнечных электростанций и еще 50% благодаря сжиганию природного газа.

Подобный «социально ориентированный» подход опробован китайскими предпринимателями в других исламских странах и  позволит привлечь максимальное количество местного населения, провести обучение необходимых специалистов, поскольку квалифицированные сотрудники китайских предприятий крайне неохотно выезжают в слаборазвитые страны Ближнего Востока и Африки. Также в пределах парка будет возведена станция опреснения морской воды, которая обеспечит потребности, как работников, так и жителей близлежащих 23 населенных пунктов.

Известно, что всего около 110 компаний и корпораций из КНР сообщили о своих намерениях разместить свои структурные подразделения на территории «Дукума».

Как уже было сказано выше индустриальный парк «Дукум» расположен в непосредственной близости от одноименного порта (глубина у причальных стенок 10-14 метров), который позволяет принимать крупнотоннажные грузовые суда. В отношении причальных сооружений известно, что их дина достигает 410 м., а ширина от 85 до 90 м.

По замыслу оманской стороны, в ближайшее время в данному порту будут начаты дноуглубительные работы (углубление на 5-6 м), а также будет продолжено строительство железобетонных причалов, что позволит Дукуму оставаться в пятерке ведущих портов Аравийского полуострова.

В настоящее время на причалах порта установлено восемь подъемных кранов, обеспечивающих погрузку сыпучих грузов. Кроме железобетонных причалов, в данном порту сооружены два сухих дока, позволяющих осуществлять ремонт судов водоизмещением до 80000 тонн. Данный вид работ оманские специалисты выполняют под контролем партнеров из числа сотрудников южнокорейской Daewoo Shipbuilding Marine Engineering.

Известно, что в 70 км к югу от порта Дукум расположен нефтеналивной терминал «Рас Масказ» (принадлежит Oman Tank Terminal Company), что обусловлено глубиной в районе расположения терминала – 32 метра – это позволяет загружать танкеры водоизмещением более 100 000 тонн. Благодаря участию китайских компаний в модернизации терминала пропускная способность терминала в ближайшие два года достигнет 3,5 млн тонн в год.

Как сообщают СМИ КНР, порт Дукум является важным элементом деятельности корабельных групп охранения ВМС НОАК, которые на регулярной основе выполняют патрулирование в Аденском заливе. Китайские специалисты отмечают, что после открытия полноценной военно-морской базы в Джибути экипажи китайских эсминцев и сторожевых кораблей получили возможность получать  пополнять запасы топлива и питание каждые пять дней, что положительно сказывается как на боевых возможностях, так и на здоровье военнослужащих.

С учетом вышесказанного, представляется возможным согласиться, что порт Дукум и одноименный индустриальный парк (внесен в список 16 ключевых зарубежных проектов Комитета по реформа и развитию КНР и Министерства торговли) станут важным элементом стратегического замысла председателя КНР Си Цзиньпина «Один пояс, один путь».  Основная цель руководителя китайского государства – создание цепи индустриальных парков и портов, в которых будет возможно размещать надводные корабли ВМС НОАК. Очевидно, что военно-политическое руководство КНР всерьез рассчитывает на возможности национальных ВС при обеспечении безопасности и стабильности морских перевозок.

33.58MB | MySQL:69 | 0,914sec