Израильский газ для Палестины. Часть 1

До начала 1999 года Израиль практически без ограничений владел всей морской территорией у своей границы, включая прибрежную зону сектора Газы, ведь в том момент Палестинскую национальную администрацию (ПНА) интересовали несколько другие вопросы. Фактически морская граница Израиля простиралась от границы с Египтом, до границы с Ливаном.

Газовые месторождения на израильском шельфе после долгих лет поиска были обнаружены в конце 1980-х годов. Проверки на сейсмичность, проводившиеся для определения мест бурения скважин, показали, что количество газа возле побережья Газы достаточно для покрытия нужд израильской экономики, и даже для экспорта.

Начавшиеся в начале 1990-х годов двухсторонние секретные переговоры в Осло между Израилем и Организацией освобождения Палестины (ООП) с целью урегулирования израильско-палестинского конфликта, также не внесли особых изменений в положение дел на морском шельфе.

По соглашениям Осло газовые месторождения находились исключительно в израильском владении. В соглашениях определялось, что Израиль является единственным распорядителем в территориальных водах возле побережья Газы, а у властей ПНА нет никаких прав на эти владения.

Премьер-министр Эхуд Барак в накануне начала переговоров по окончательному урегулированию в Кемп-Дэвида  в качестве «жеста доброй воли» безвозмездно и без ответных обязательств отдал ПНА право на разработку газа, разведанного у побережья сектора Газа.

Хотя для израильтян не впервой отказываться от месторождений энергоносителей ради мира. После Шестидневной войны они владели Синаем — с 1967 по 1979 год,— тогда на этом полуострове удалось найти нефть. По мирному договору, Синай отошел к Египту со всеми скважинами и без всяких компенсаций.

Но то был Египет, мирный договор с которым выдержал испытание временем. Переговоры Э.Барака с Я.Арафатом в Кемп-Дэвиде в 2000 году вместо окончательного урегулирования окончились интифадой. Палестинцы доставшееся им газовое месторождение тут же  «передали» компании «Бритиш газ» (British Gas) за 40 млн долларов и 10 процентов прибыли от добычи, которую должны были осуществлять британцы.

9 сентября 1999 года Ясир Арафат подписал соглашение с «Бритиш газ», хотя не имел на это никакого законного права с точки зрения международного права, но Израиль никаких возражений не высказал.  В принципе и  Эхуд Барак также принял свое  решение единолично, не проведя по этому поводу заседания кабинета министров и даже не поставив в известность министра, в чьем ведении находились вопросы энергетики. Вопросы о целесообразности и законности сделки остались.

Несмотря на отсутствие законности всей сделки компания «Бритиш газ» приобрела у ПНА права на добычу и поставку газа из месторождения, разведанного у берегового шельфа Газы, заплатив аванс в размере 40 млн долларов. Как показала проверка, под шельфом залегает триллион кубических метров газа на сумму в 4 млрд долларов.

По соглашению, 10% принадлежат строительной компании Consolidated Contractors Company (CCC), которой владеет семейство Хури. Было также оговорено, что при разведке и бурении дополнительных скважин, «Бритиш газ» получит 60% от разведанных запасов, а ее компаньоны получат 30%. Оставшиеся 10% передадут в бюджет ПНА. Предполагалось, что за вычетом всех расходов это месторождение будет давать ПНА миллиард долларов. ПНА имеет опцию на увеличение своей доли в месторождении до 40%.

В 2000 году интифада Аль-Акса практически похоронила надежды «Бритиш газ» начать разработку месторождения, и привела в 2001 году к смене власти в Израиле и победе правого лагеря во главе с лидером партии Ликуд Ариэлем Шароном.

В качестве премьер-министра А.Шарон, после кровавых терактов, устроенных палестинскими террористическими организациями на территории Израиля, руководил антитеррористической операцией «Защитная стена», в результате которой был восстановлен израильский военный контроль в Иудее и Самарии, переданный до этого в руки военных формирований ПНА.

В тот момент А.Шарону вовсе не хотелось заключать сделку с «Бритиш газ», и он ее заморозил. Он вообще не хотел заключать эту сделку до подписания мирного соглашения, так как эта сделка принесла бы ПНА огромные прибыли и создала бы зависимость Израиля от доброй воли Рамаллы.
Одновременно с приходом к власти А.Шарона правительство, которое уже давно стремилось использовать природный газ на электростанциях страны, объявило тендер на поставку газа, который выиграла компания EMG Йоси Маймона. Согласно условиям тендера, компания должна поставлять около 7 млрд куб. м газа в год в течение двадцати лет, начиная с 2009 года.

По условиям соглашения, 5,8 млрд куб. м из этого количества будут поступать в израильскую Электрическую компанию, а оставшийся газ — в частные компании. До начала поставок компанией ЕMG газа из Египта, американо-израильская компания «Ям Тетис», контролируемая Ицхаком Тшувой, будет оставаться единственным импортером природного газа.
В правительстве А.Шарона было несколько человек, в том числе и министр инфраструктур Йоси Парицки (Шинуй), которые лоббировали покупку палестинского газа. Парицки считал, что «Бритиш газ» сыграет положительную роль в развитии системы использования природного газа в Израиле, и утверждал, что ЕМG доказала свою несостоятельность. Министр прикладывал все усилия, чтобы вывести «Бритиш газ» на рынок, и даже соглашался платить более высокую цену за палестинский газ, чем за импортированный с газовых месторождений Египта или северных месторождений «Ям Тетис».

При этом Парицки фактически тормозил возможности израильских компаний разрабатывать собственные запасы природного газа у берегов Ашкелона. В дальнейшем выяснилось, что на протяжении всего периода переговоров с EMG и «Ям Тетис», которые продлились более трех лет, Парицки ездил в Лондон для встреч с руководителями «Бритиш газ». При этом он ездил в Лондон самостоятельно, без всякого сопровождения, что неслыханно для министра. Эти «путешествия» вызвали подозрения конкурента «Бритиш газ» Маймона, который тоже стремился выиграть тендер. Маймон нанял частного детектива, чтобы проследил за Парицки во время его визитов в Лондон. В итоге  как только до израильского правительства дошли слухи о действиях Парицки в Лондоне и его заподозрили в получении взяток от «Бритиш газ»,  его тут же вывели из состава правительства.

Видимо смирившись с тем, что ей не суждено выйти на энергетический рынок Израиля, в середине 2005 года компания «Бритиш газ» обратилась к Египту и начала исследовать водное пространство около сектора Газа, чтобы установить маршрут гапровода.
В это время Египет завершил сооружение терминала для экспорта сжиженного природного газа (СПГ) и начал экспортировать его на различные рынки мира. «Наш новый план заключается в том, чтобы газ из сектора Газв поступал по трубам на завод по переработке газа в Идку, к востоку от Александрии. Там он будет охлаждаться до сжиженного состояния и транспортироваться танкерами, — сказал представитель «Бритиш газ». — Поскольку цены значительно поднялись, СПГ в конечном итоге приведет к экономии денег». Но и этим планам не суждено было сбыться.

52.33MB | MySQL:111 | 0,800sec