О компании CAGEX, одном из основных регуляторов внешнеэкономической деятельности в Алжире

Аль-Джиляли Трикат, председатель и генеральный директор Алжирской экспортной страховой гарантийной компании (CAGEX) в понедельник, 18 декабря дал интервью местному радио, выступив в программе «Утренний гость». В нем он подтвердил ту важность, которую его компания уделяет «организации всестороннего информационно-справочного обеспечения экспортно-импортных операций, тесно взаимодействуя с международными организациями по обмену данными, в том числе, и о надежности тех, или иных деловых партнеров и поставщиков». Интересным фактом интервью стало опубликование данных об алжирских экспортерах – таковых оказалось 800 компаний, из которых 400 регулярно совершают товарные операции. Это достаточно много, учитывая специфику организации алжирской экономики с ее достаточной степенью централизации и нефтегазового уклона.

«Мы уже неоднократно смогли предостеречь алжирских продавцов от заключения сделок с не надежными контрагентами,- отметил А.Трикат,- обеспечивая их информацией, позволяющей минимизировать риски».

Зачастую, информирование экспортеров помогало избегнуть поставок, оставшихся бы неоплаченными, поэтому профилактическая составляющая в деятельности компании поддерживается и страховщиками. Особенно, когда речь идет о торговле с южным, африканским направлением, то есть, такими странами, как Мавритания, Мали, Нигер. Есть определенные трудности в торговле с Марокко и Тунисом. Для противодействия им удалось наладить взаимодействие с аналогичными организациями в странах Залива, откуда удается получать информацию о тех проблемных покупателях с которыми им приходилось сталкиваться, в том числе и с некоторыми европейскими.

Еще одним важным инструментом защиты отечественных экспортеров является страхование сделок, практикуемое Алжирской экспортной страховой гарантийной компанией.  В качестве недавнего примера, Трикат упомянул выплату страховой премии в полтора миллиона долларов поставщику разорившегося контрагента в Нидерландах.

Что касается страхование бизнеса с африканскими странами, то компания вначале предпочитала заключать небольшие страховые договора, ввиду непрозрачности рынка. Однако, по мере накопления опыта, ситуация менялась и сейчас всем, желающим заключить контракт с клиентом из африканских стран предлагается минимальное страхование сделки с премией от 30 до 50 тысяч долларов и периодом выплаты в течение не более полугода с момента признания страхового случая.

В контроле над экспортно-импортными операциями в последнее время растет роль Банка Алжира, чьи полномочия позволяют вмешаться, при необходимости, и отменить рискованный контракт.

Алжирская страховая гарантийная компания ведет свою деятельность на основании статьи № 4 Постановления 96/06 от 10/01/1996, которая предусматривает, что страхование экспортных кредитов возлагается на страховую компанию. Согласно требованиям постановления, при содействии в осуществлении внешнеэкономической деятельности, она отвечает за обеспечение:

—  коммерческих рисков.

—  анализ и учет политических рисков, рисков не передачи и рисков стихийных бедствий (форс-мажора).

CAGEX является акционерным обществом с уставным капиталом 2 000 000 000 алжирских динар, разделенным поровну между акционерами (банки и страховые компании).

Основные задачи компании:

  • Страхование экспортных кредитов (покрытие рисков, связанных с экспортом).
  • Внутреннее страхование кредитов (межфирменный кредит, потребительский кредит).
  • Страхование выставочной-ярморочной деятельности.
  • Продажа экономической и финансовой информации.
  • Выкуп долга.
  • Сострахование и перестрахование.

В нынешней непростой экономической ситуации в Алжире, роль институтов, подобных CAGEX, актуализируется как для государства в целях укрепления мер экспортного контроля, так и для алжирский коммерческих компаний. Кроме газа и нефти Алжир, как мы выяснили, ведет достаточно активную внешнюю торговлю, и как экспортер, и как импортер.

Алжир является 46-й по величине экспортной экономикой в мире. В 2016 году Алжир экспортировал товаров на 29,9 млрд долларов США и импортировал на 47 млрд, что, как нетрудно подсчитать, привело к отрицательному сальдо торгового баланса в размере 17 млрд долларов США. В 2016 году ВВП Алжира составлял 156 млрд долларов США, а ВВП на душу населения составлял 15,1 тыс. долларов.

Главными направлениями экспорта Алжира являются Италия (5.21 млрд), Испания (3.88 млрд), США ( 3.87 млрд), Франция ($3.42 млрд) и Бразилия ( 1.62 млрд)

Вместе с тем, ряд экспертов полагает, что излишняя централизованность системы внешнеэкономической деятельности, ужесточение мер контроля и надзора со стороны государственных органов, и той же CAGEX, приводит к уходу значительного числа коммерсантов в «тень». Сделать это, с учетом местного менталитета и протяженных границ, особенно в южном направлении, несложно.  А организовать постоянный контроль за тысячами километров пустыни, где много проходимых дорог – практически невозможно даже при всем желании алжирской армии и жандармерии. Не случайно, сам Трикат, позже признал в своем интервью, что из 800 зарегистрированных экспортеров, на самом деле, то есть в последнее время, в этом году, сделки осуществляли даже не 400 юридических лиц, а всего на всего 50. То есть это те, кто оформлял паспорта сделок, переводил и получал валюту, затаможивал товар и пр. Остальные лишь сдавали по всей видимости нулевые балансы. Такова цена административного закручивания гаек в условиях, когда, с одной стороны власти призывают диверсифицировать экономику и активнее задействовать частный сектор, а с другой – оперируют устаревшим налоговым и законодательным инструментарием, ограничиваясь косметическими реформами. Ни к чему хорошему, как показали недавние «хлебные бунты» — протесты булочников и пекарей в алжирских городах, такая политика не приведет. Но, по мнению властей страны, наилучшим средством от подобных проблем, как и от гипотетической угрозы со стороны Марокко, являются все новые военные закупки, на самом деле, лишь увеличивавшие нагрузку на и без того не «жирующий» бюджет.

62.84MB | MySQL:102 | 0,621sec