Вопрос урегулирования отношений между Арменией и Турцией находится в тупике

19 сентября 2017 г. президент Армении Серж Саргсян в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке принял участие в 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. В своем речи президент Армении среди вопросов упомянул также вопросы геноцида армянского народа в Османской империи и ратификацию армяно-турецких протоколов. «Уважаемый господин председатель, в последний раз, говоря с этой высокой трибуны, я коснулся процесса международного признания Геноцида армян и счёл своим долгом поимённо выразить благодарность всем тем странам, которые признали это чудовищное преступление, совершённое в Османской империи против моего народа. С этой высокой трибуны Чести и Ответственности считаю своим долгом выразить благодарность тем странам, которые признали или подтвердили свою позицию относительно Геноцида армян. Спасибо, независимо от формата этого признания и использованных формулировок. Спасибо всем тем деятелям, государственным органам, территориальным объединениям или организациям многих и многих стран, которые во всеуслышание называют вещи своими именами. Это действительно важно, поскольку забвение открывает путь для новых преступлений геноцида. При этом мы никогда признание Геноцида армян не превращали в предварительное условие для урегулирования двусторонних отношений Армении и Турции. Более того, именно благодаря инициированному Арменией процессу в октябре 2009 г. подписали Цюрихские протоколы. Эти документы до сегодняшнего дня не ратифицированы и отложены Анкарой в тёмные ящики. Правительство Турции выдвигает абсурдные предусловия для их ратификации, которые совершенно не вытекают из буквы и духа протоколов. Я выразил чёткое отношение армянского народа ко всему этому три года назад с этой высокой трибуны. Сейчас пришло время дать дополнительное разъяснение. Руководство Турции ошибается, если думает, что оно может вечно держать в заложниках эти документы и ратифицировать по удобному для них случаю. Переговоры по протоколам велись в нынешних условиях, для нахождения решений существующих проблем. В условиях продолжительного отсутствия какого-либо позитивного сдвига в направлении их претворения в жизнь Армения объявит эти два протокола ничтожными. Мы вступим в весну 2018 г. без этих, как показал опыт, к сожалению, тщетных протоколов. Армения, тем не менее, остаётся уверенной, что любые два соседних государства обязаны наладить и иметь регулярные отношения, для обсуждения всех возможных между ними разногласий и с целью найти их решения», — заявил президент Армении[i].

Здесь возникает вопрос, почему президент Армении на сессии Генеральной Ассамблеи ООН опять поднял вопрос Цюрихских протоколов. По нашему мнению, это связано как с внешнеполитическими, так и с внутриполитическими факторами. 1) С Саргсян в своем выступлении призывает международное сообщество оказать давление на Турцию, чтобы она ратифицировала Цюрихские протоколы. Однако ведущие мировые державы сейчас заняты другими, более актуальными проблемами или находятся в плохих отношениях с Турцией (это в первую очередь касается США). Вопрос урегулирования двусторонних отношений между Арменией и Турцией не находится среди их приоритетов, поэтому не ожидаем, что они будут оказать давление на Турцию. 2) С.Саргсян показывает, что мяч находится на половине поля Турции, что именно Анкара провалила процесс урегулирования двусторонних отношений, выдвигая предварительные условия для ратификации протоколов. 3) С.Саргсян показывает, что Армения действительно заинтересована, чтобы в процессе урегулирования отношений с Турцией был зафиксирован прогресс, но это недостижимо из-за турецкой позиции. 4). Срок президентства С. Саргсяна подходит к концу, и он наверняка хочет, чтобы этот вопрос был решен до этого времени, независимо от того, каков будет окончательный исход процесса (Цюрихские протоколы будут ратифицированы или аннулированы). Осенью 2008 г. через несколько месяцев после президентских выборов Армении С. Саргсян инициировал процесс нормализации отношений с Турцией (т.н. «футбольная дипломатия»), а 10 октября 2009 г. главы МИД Армении и Турции подписали в Цюрихе «Протокол об установлении дипотношений» и «Протокол о развитии двусторонних отношений», которые должны быть ратифицированы парламентами двух стран. Однако после того как турецкая сторона начала выдвигать предварительные условия и не ратифицировала протоколы, 22 апреля 2010 г. С.Саргсян подписал указ о приостановлении процесса ратификации армяно-турецких протоколов. 5) С.Саргсян в конце своего президентского сроак активизировал внешнюю политику Армении. 24 ноября 2017 г. Армения и ЕС подписали Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве с ЕС, что повысило имидж С. Саргсяна и удивило многих. С.Саргсян по всей вероятности хочет уходя с поста президента Армении добиться ратификации армяно-турецких протоколов со стороны.

Итак, на сессии ША ООН С.Саргсян поставил Турции ультиматум, чтобы она до весны 2018 г. ратифицировала протоколы, но турецкая сторона попросту игнорировала заявление С.Саргсяна. Однако, когда армянская сторона в декабре вновь поднял этот вопрос, Анкара на сей раз не стала молчать. Более того, началась словесная «перестрелка» между внешнеполитическими ведомствами Армении и Турции.

13 декабря министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян, выступая в МИД Греции в рамках рабочего визита в Афины, заявил, что весну 2018 г. Армения встретит без армяно-турецких протоколов. «Как вы знаете, по инициативе президента Армении, был начат процесс нормализации отношений с Турцией, что привело к подписанию протоколов в октябре 2009 г. в Цюрихе. Тем не менее, по сей день эти документы не ратифицированы, так как Турция выдвинула необоснованные условия, противоречащие букве и духу протоколов»,- отметил министр. ЭНалбандян добавил, что эти документы «не могут оставаться вечными заложниками», и потому С.Саргсян в сентябре этого года с трибуны Генассамблеи ООН заявил, что Армения аннулирует протоколы, поскольку отсутствует какой-либо прогресс в их реализации, и весну 2018 г. страна встретит без этих протоколов[ii].

МИД Турции 14 декабря отреагировала на заявления Э. Налбандяна. «Попытки главы МИД Армении Э. Налбандяна возложить на Анкару ответственность за отсутствие подвижек в вопросе реализации турецко-армянских протоколов от 10 октября 2009 г. необоснованны и являются попыткой ввести в заблуждение международное сообщество. Шаги по нормализации отношений с Арменией предпринимались с момента обретения этой страной независимости в 1991 г. и продолжались на различных уровнях. Протоколы между Турцией и Арменией были подписаны по итогам диалога, организованного при содействии Швейцарии, и направлены на нормализацию двусторонних отношений. Конституционный суд Армении 12 января 2010 г. озвучил предусловия, которые претили духу и букве протоколов. Затем 22 апреля 2010 г. президент Армении С.Саргсян приостановил процедуру ратификации в парламенте армяно-турецких протоколов. 19 сентября 2017 г. Саргсян с трибуны 72-й сессии Генассамблеи ООН безосновательно обвинил Турцию в затягивании реализации протоколов, предупредив, что из-за отсутствия подвижек документы будут считаться недействительными, и к лету 2018 г. тема протоколов будет снята с повестки дня. Несмотря на негативную позицию властей Армении, Турция сохраняет приверженность протоколам. Протоколы все еще находятся на рассмотрении комиссии по внешним связям парламента Турции. Для их утверждения необходимы соответствующая политическая атмосфера и мир на Южном Кавказе. Реализация турецко-армянских протоколов должна внести вклад в мир и стабильность на Южном Кавказе. В первую очередь необходимо наличие подвижек в урегулировании нагорно-карабахского конфликта, который продолжается уже четверть века и ожидает решения в свете резолюций СБ ООН и в контексте территориальной целостности Азербайджана. Армения в любом случае должна прекратить оккупацию земель Азербайджана», — говорилось в заявлении. МИД Турции также заявил, что утверждения Э.Налбандяна о геноциде армян «не имеют под собой никаких оснований»[iii].

16 декабря МИД Армении ответил на заявление МИДа Турции. «Комментарий Министерства иностранных дел Турции от 14 декабря касательно армяно-турецких отношений – очередной вопиющий пример по искажению буквы и духа Цюрихских протоколов 2009 г. Наша позиция касательно инициированного президентом Армении С.Саргсяном процесса нормализации отношений с Турцией была выражена известным подходом – урегулирование без предусловий. Именно с этим общим пониманием мы и начали с турецкой стороной переговорный процесс и достигли договоренностей. Как известно, непосредственно после подписания протоколов Анкара отступила от договоренностей – не только отказалась ратифицировать их, но и вернулась к языку предусловий, который она использовала до начала процесса. Последний комментарий МИД Турции – из той же серии. Анкара не гнушается еще раз повторять свои предусловия, увязывая армяно-турецкие отношения с разрешением карабахской проблемы в пользу Азербайджана, с произвольной отсылкой к резолюциям Совбеза ООН, не имеющим какого бы то ни было отношения к переговорному процессу по урегулированию. Общеизвестно, что в протоколах нет даже слова о Карабахском конфликте или каких-либо предусловиях. После подписания, вновь вернувшись к языку предусловий, Турция пошла против международного сообщества, которое, как в то время, так и сегодня поддерживает урегулирование армяно-турецких отношений без предусловий. Турецкая сторона отказалась от ратификации протоколов и весь процесс умышленно завела в тупик. Армения именно по этой причине была вынуждена приостановить процедуру ратификации, оставаясь все еще в процессе нормализации, что главами разных стран было встречено с пониманием и удостоилось приветствия. Очевидно, что и сегодня, спустя столько лет после подписания протоколов, Анкара не готова нормализовать армяно-турецкие отношения. Не новость, что власти Турции цепляются за стереотипные подходы, пытаются озвучивать выдуманные обвинения. Уже более 100 лет, как руководство данной страны отрицает факт Геноцида армян в Османской империи. Неужели гораздо проще посредством отрицания взваливать на свои плечи вину за совершенное Османской империей великое преступление 100-летней давности, нежели признать его, оказав огромную услугу и собственному народу, и будущему данного региона, и делу предупреждения новых геноцидов? Анкара идет по противоположному пути. В комментарии МИД Турции утверждается, будто усилия по признанию Геноцида армян неправильны как в моральном, так и в правовом плане и являются шагами, преследующими отрицательные цели. Выходит, что Турция читает нравоучения Франции, Германии, Австрии, России, Уругваю, Аргентине, Бельгии, Греции и десяткам других государств, признавших Геноцид армян. Комично, что Турция, которая в мире считается одним из лидеров среди ограничивающих свободу слова стран, пытается оправдать политику отрицания, мотивируя это свободой слова. Как после подписания протоколов, так и сегодня, во многих столицах мира четко осознают, что мяч находится на половине поля Турции, что Армения сделала всё возможное для нормализации армяно-турецких отношений. Именно отсутствие в Анкаре осознания этого и других реалий укореняет в мире ощущение, что Турция и международное сообщество говорят на разных языках. И повторяем, что именно в этом заключается причина, что президент Армении С.Саргсян с трибуны ГА ООН заявил, что в условиях продолжительного отсутствия какого-либо позитивного сдвига в направлении претворения в жизнь Цюрихских протоколов Армения аннулирует их весной 2018 г.», -говорилось в заявлении МИД Армении[iv].

Но турецкая сторона не изменила свою позицию. 20 декабря глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу на пресс-конференции в Баку по итогам трёхсторонней встречи глав МИД Турции, Азербайджана и Ирана заявил, что нормализация отношений с Арменией может быть достигнута «только после решения» Карабахского конфликта. «Мы поставили условие вернуть (Азербайджану) оккупированные территории. Только после этого отношения могут быть нормализованы. Объяснения армянской стороны не имеют для нас никакого значения. Армения должна знать, как нужно вести себя с соседями», — добавил он[v].

Пресс-секретарь армянского внешнеполитического ведомства Тигран Балаян ответил на заявление М.Чавушоглу о том, что армяно-турецкие протоколы якобы были подписаны с определенными предусловиями. «Министр иностранных дел Турции попросту лжет. По этой логике, мы можем заявить, что в ходе переговорного процесса по протоколам Турция обещала, что признает независимость Арцаха», — отметил Т.Балаян. Он напомнил, что переговоры в 2008 г. начались по взаимной договоренности с турецкой стороной, что этот процесс не может иметь никаких предусловий, на основе чего были проведены переговоры и подписаны Цюрихские протоколы. «Об отсутствии предусловий многократно заявляли из разных столиц, хорошо осведомленных о процессе», — отметил Т.Балаян[vi]. Очевидно, что Анкара начала выдвигать свои условия до и после процесса диалога с Ереваном, а не во время переговоров, в противном случае Армения не продолжила бы вести диалог с Турцией.

И наконец, 22 декабря председатель постоянной комиссии Национального Собрания Армении по внешним связям, заместитель председателя правящей Республиканской партии Армении (РПА) Армен Ашотян на пресс-конференции заявил, что армяно-турецкие отношения полностью находятся в политическом, дипломатическом и экономическом тупике, отметив, что Анкара более не скрывает, что связывает нормализацию армяно-турецких отношений с урегулированием Карабахского конфликта в пользу Азербайджана[vii].

Итак, в декабре 2017 г. вопрос урегулирования отношений между Арменией и Турцией активизировался. Но остаётся вопрос как себя будет вести Турция до весны 2018 г? Мы не ожидаем, что Турция ратифицирует протоколы по нескольким причинам. 1) Как уже было сказано, ведущие мировые державы не будут оказывать давление на Турцию из-за их занятости и напряжённых отношений с Турцией. 2) Мы не ожидаем, что в ближайшие месяцы будет зафиксирован прогресс в вопросе урегулирования Карабахского конфликта, «после чего Турция могла ратифицировать протоколы», как об этом заявляют турецкие власти. 3) В 2019 г. в Турции состоятся муниципальные, президентские и парламентские выборы, после чего Турция станет президентской республикой Мы считаем, что перед выборами ратификация протоколов и урегулирование отношений с Арменией станет для президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана политическим самоубийством, поскольку он потеряет голоса националистов, а это несколько миллионов человек. Поэтому ожидаем, что Эрдоган перед выборами наоборот, все чаще будет делать националистические, заявления, а в этом контексте он даже может соперничать с учредителем и председателем «Хорошой партии» Мерал Акшенер (бывший депутат от Партии националистического движения (ПНД)), которая известна своими многочисленными националистическими, антиармянскими заявлениями. Именно она намерена стать кандидатом в президенты Турции в 2019 г. и составить конкуренцию Эрдогану  4) Турция не желает вызвать недовольство Азербайджана. В Анкаре отлично осознают, что открытие границ между Арменией и Турцией вызовет резкую негативную реакцию Баку, который в 2011 г. очень бурно отреагировал даже на возможность открытия авиарейса «Ереван-Ван», которое так и не состоялось (рейсы должны были осуществляться два раза в неделю, стоимость билета в оба конца должна была составить 250 долларов, полеты должна была осуществлять турецкая компания Bora Jet[viii]). По всей вероятности, в этом году вторая по величине авиакомпания Турции Pegasus Airlines так и не стала осуществлять полеты в Армению из-за позиции Азербайджана.

Итак, Турция не хочет вызвать недовольство Азербайджана и поэтому она не ратифицирует армяно-турецкие протоколы. С экономической точки зрения Азербайджан представляет для Турции несравнимо большее значение, чем Армения, поэтому Анкара не желает ставить их под угрозу. Торговля между Арменией и Турцией осуществляется воздушным путем и через Грузию и последние годы она составляла 150-250 млн долларов, а 99% двустороннего товарооборота составляют поставки из Турции, что на  фоне турецкого экспорта в 2016 г. в 142.6 млрд долларов крайне незначительная сумма. Не заинтересована Турция и в транзите через территорию Армении.

[i] Речь президента Сержа Саргсяна на Генассамблее ООН, Panorama.am, 20.09.2017

[ii] МИД Армении: следующий год пройдет без армяно-турецких протоколов, Sputnik Armenia, 13.12.2017

[iii] No: 385, 14 Aralık 2017, Ermenistan Dışişleri Bakanı Edward Nalbantyan’ın İddiaları Hk., http://www.mfa.gov.tr/

[iv] МИД Армении: Комментарий МИД Турции – очередной вопиющий пример по искажению буквы и духа Цюрихских протоколов 2009 года, Panorama.am, 16.12.2017

[v] Dışişleri Bakanı Çavuşoğlu: Ermenistan komşularla nasıl geçineceğini öğrenmeli, Etik Haber, 20.12.2017

[vi] Пресс-секретарь МИД Армении назвал лживым заявление главы МИД Турции по двусторонним протоколам, Новости-Армения, 21.12.2017

[vii] Глава комиссии НС Армении А.Ашотян: Все усилия Турции спасти лицо обречены на провал, Panorama.am, 22.12.2017

[viii] Van-Erivan uçuşları iptal edildi, 02.04.2013

52.27MB | MySQL:103 | 0,563sec