Об итогах конференции «Будущее региона: геополитические вызовы и перспективы», Баку декабрь 2017 г.

23 декабря в столице Азербайджана (Баку) состоялась международная конференция «Будущее региона: геополитические вызовы и перспективы», организованная со стороны Медиа-Группы «Yeni Çağ — Новая Эпоха», Общественной организации Азербайджано-турецкий Дом и Общественного объединения предпринимателей и промышленников Азербайджана и Турции.

В выступлениях и панельных сессиях однодневной конференции приняли участие: руководство Азербайджана, представленное депутатами парламента, эксперты и обозреватели из России, Турции, Азербайджана, Казахстана, Грузии, Турецкой Республики Северного Кипра и т.д. Наиболее заметным представителем дипломатического корпуса стал чрезвычайный и полномочный посол Турецкой Республики в Азербайджане  Эркан Ёзорал. Представители российского посольства в мероприятии в Баку официально не участвовали.

Основной тематикой мероприятия, как можно понять из названия, являлось текущее положение дел в «южном подбрюшье» Российской Федерации — на Кавказе и в Центральной Азии.

Однако, важнейшей отправной точкой и катализатором дискуссии стало положение дел именно на Ближнем Востоке, что и побудило автора посвятить конференции этот краткий материал, при этом воздержавшись от дословного разбора прозвучавших докладов. Заинтересованные в персоналиях выступающих и в характере обсуждения могут обратиться к статье по ссылке на сайт Медиа-Группы http://yenicag.ru/itogi-mezhdunarodnogo-simpoziuma-bu/.

Как ситуация на Ближнем Востоке, а точнее в Сирии, повлияла на ход дискуссии, посвящённой Кавказу и Центральной Азии?

Тут можно выделить набор тезисов, который звучал у подавляющего большинства докладчиков. В их числе отметим следующие:

  1. Буквально на глазах происходит утрата монопольного положения США на международной арене и их способности в одиночку влиять на ситуацию в мире. Наблюдаются первые признаки международной изоляции США, что наглядно показало голосование по «иерусалимской резолюции» на Генеральной Ассамблее ООН. Силовое давление и экономический шантаж США на другие страны, принимающие участие в голосовании, результата не принесли.
  2. Другим важным событием, которое не могло не быть упомянуто в ходе обсуждения, стало официальное обнародование обновленной Стратегии национальной безопасности США – отчаянной и вряд ли успешной, уже в среднесрочной перспективе, попытки американцев зацементировать нынешнее (а точнее сказать уже ускользающее из их рук) положение мирового гегемона.
  3. Как показал сирийский конфликт, в мире формируются новые альянсы, представители которых либо снова, либо вновь выходят на первые позиции. В их числе были упомянуты, естественным образом: Россия, Турция и Иран (представители ИРИ на мероприятии представлены не были – И.С.) – тройка стран, которой удалось запустить «Астанский процесс», пусть и медленно и не беспроблемно, но верно начинающий приносить конкретные результаты, отрицать которые объективным наблюдателям невозможно. Про «лидирующую роль Запада в сирийском конфликте» на Конференции не прозвучало ни слова.
  4. Даже промежуточные результаты мирного процесса в Сирии докладчиками уже признаны уникальным и чуть ли ни единственным прецедентом в новейшей мировой истории (если смотреть, к примеру, на события «арабской весны» и их последствия для ближневосточных государств – И.С.), когда есть серьёзные основания, что жестокая гражданская война не закончится распадом страны и возникновением на её месте квазигосударств – очагов терроризма и фундаментализма.
  5. Центральной осью для нового положения дел в регионе названы стратегические отношения между Российской Федерацией и Турецкой Республикой. Двум странам, невзирая на разность позиций и существующие противоречия, удалось всё же дать старт мирному процессу, который далеко выходит за географические границы Сирийской Арабской Республики.
  6. Как отмечено многими докладчиками, современное российско-турецкое сотрудничество и плодотворный диалог между президентами России и Турции – Владимиром Путиным и Реджепом Тайипом Эрдоганом – «дало надежду всему региону». Понятно, что в контексте конференции азербайджанскую сторону, в первую очередь, интересовало урегулирование застарелого Нагорно-карабахского конфликта, между Арменией и Азербайджаном, решение которого, по словам докладчиков, немыслимо без участия всё той же тройки стран, что и в Сирии – России, Турции и Ирана. Многие из докладчиков зашли даже настолько далеко, что приписали российскому президенту способности решения Нагорно-карабахского конфликта … телефонным звонком своему армянскому коллеге.
  7. Впрочем, говоря о перспективах развития ситуации в регионе вспоминали на Конференции и о предстоящих выборах президентов в 2018-м (Россия и Азербайджан) и в 2019-м году (Турция), исход которых в пользу В.Путина, И.Алиева и Р.Т.Эрдогана ни у кого не вызывает сомнений. И ряд скептиков в ходе конференции отозвался о будущем в том духе, что статус-кво наличия «управляемого конфликта» в Армении (здесь не надо думать, что США были забыты, им приписывается немаловажная роль в том, что вопрос Нагорного Карабаха до сих пор не урегулирован – И.С.) ветеранами большой политики будет сохранен.

Итак, подводя черту под итогами мероприятия, отметим главное. Пусть Сочи-2017 и не стало Ялтой-1945, однако, акции Российской Федерации на международной арене, в результате продуманной, прагматичной и жесткой позиции, заметным образом выросли. Что на Ближнем Востоке, что на Кавказе моментально выделяют сторону, с которой можно говорить и успешно договариваться. И в этом смысле Российская Федерация и президент В.Путин такой стороной стали. Это открывает перед Москвой целый ряд геополитических возможностей при отстаивании своих национальных интересов в стратегических для себя регионах, включая как Ближний Восток, так и Кавказ и Центральную Азию.

52.22MB | MySQL:103 | 0,585sec