Реакция ИРИ на заявление Сергея Лаврова о правовом статусе Каспийского моря

В начале декабря т.г. министр иностранных дел России Сергей Лавров на пресс-конференции по случаю окончания саммита глав МИД прикаспийских государств заявил, что стороны смогли договориться об окончательном статусе Каспийского моря и подготовили текст соответствующей конвенции.  В ближайшем будущем ожидается саммит президентов иностранных дел Ирана, Азербайджана, России, Туркменистана и Казахстана для подписания этой конвенции.

Каковы окончательные условия раздела Каспия неизвестно. но судя по реакции российских СМИ, Москве удалось закрепить в документе свое основное требование – запретить военное присутствия на Каспии стран, не имеющих выхода к морю, тем самым закрепив за собой военное  преимущество. В первую очередь, речь идет о контингенте НАТО, который уже давно пытается пробраться в это внутренне море. Этот пункт соглашения являлся одним из главных и для другого прикаспийского государства — Исламской Республики Иран посчитав заявление С.Лаврова преждевременным.

Официальный представитель МИД ИРИ Бахрам Касеми заявил,  что переговоры об окончательном статусе Каспийского моря в ближайшее время не будут завершены, а Конвенция о правовом статусе Каспийского моря предусматривает лишь принципы и общие положения определения статуса, но никак не правовой статус. Более того, в повестку дня прошедшего саммита не входил вопрос о правовом статусе Каспия.

Б.Касеми также отметил, что Иран никак не изменил свою позицию по разграничению территории Каспийского моря, и все вопросы, связанные с долями каждого из пяти государств, будут обсуждаться в рамках других протоколов и конвенций. Он также выразил надежду, что Конвенция о правовом статусе Каспия будет подписана на саммите глав прикаспийских стран, срок которого будет определен в скором времени.

В свою очередь заместитель министра иностранных дел ИРИ по вопросам Азии и Океании Ибрагим Рахимпур подверг критике заявление главы МИД РФ, которое, по его словам, «вдохновило общественное мнение на то, что доля Ирана в Каспийском море определена». Он отметил, что окончательное соглашение все еще не достигнуто, в частности, с Азербайджаном и Туркменистаном. Он также раскритиковал мнение иранской общественности о том, что Ирану должна принадлежать половина моря, или же 20 %, напомнив, что существует ряд сложностей с соседними государствами, и не нужно давать никаких окончательных оценок.

И.Рахимпур сообщил, что пятая сессия глав прикаспийский государств, скорее всего, состоится в июне в Казахстане, а пока по причине наличия множества разногласий было принято решение не подписывать подготовленную министрами Конвенцию.

На фоне подобных заявлений, слова С.Лаврова вызывают опасение среди иранцев. Информационное агентство Mehr сообщило, что в ходе открытых слушаний Меджлиса депутат Бехруз Баниади в своем выступлении обратился к министру иностранных дел своей страны – Мохаммаду Джаваду Зарифу, с просьбой защитить права Ирана в деле установления правового статуса Каспия, т.к. поступают тревожные новости. Официальных заявлений и комментариев от самого М.Дж.Зарифа после пресс-конференции С.Лаврова пока не последовало.

Прокомментировало прошедший в Москве саммит министров иностранных дел прикаспийских государств и информационное агентство Tasnim. В статье доктора международного права, директора Международного института изучения Каспийского моря Мейсама Арайи подчеркивается, что Конвенция, подготовленная главами МИД, внимание уделяет не определению границ моря, а устанавливает основные принципы и рамки экономического сотрудничества и в области безопасности.

Требования сторон на прошедшем саммите были разные, и если Россия, Азербайджан и Казахстан сумели найти компромисс по волнующим их вопросам, а именно, разграничение Каспия на северной части, то Иран, Азербайджан и Туркменистан все еще выдвигают свои требования по вопросу южных границ, разнящиеся друг с другом. Тем не менее, стороны пришли к консенсусу по целому ряду других важных вопросов, не имеющих отношения к территориальному делению. Это такие вопросы, как различные сферы экономического сотрудничества, транспорта, военного сотрудничества, судоходства, борьбы с контрабандой,  обеспечение безопасности судоходства и пр. Согласие всех стран вокруг этих проблем является стимулом для развития экономических и политический отношений, считает специалист по вопросам Каспия. В этом контексте, агентство считает, что стороны, скорее всего, пытаются договориться о разделе по морской поверхности и дну в двухстороннем и трехстороннем формате, чтобы  облегчить задачу.

Каждая из стран стремится защитить свои интересы в долгосрочной перспективе, ведь вопросы, связанные с границами, нельзя будет вновь пересмотреть так легко. Поэтому Иран призывает придерживаться принципов справедливости и равноправия. Среди волнующих иранскую сторону проблем такие пункты, как определение статуса исторических заливов, внутренних вод, зон экономической монополии, разграничение южной части от центральной и северной, и распределение прав государств каждой из частей. Иран также требует учитывать опыт международного права по разграничению морских границ, длину эффективных пляжей (в соответствии с международным правом) и принцип соразмерности, исторические права всех стран. Также, право одной страны не должно наносить вреда коллективной воле всех прикаспийских государств.

Одним из главных условий Ирана является отсутствие внешних сил на Каспии. С точки зрения внешней политики ИРИ, вмешательство третьих стран не только не будет способствовать решению проблем, но и еще более усугубит ситуацию и существующие противоречия. Тегеран неоднократно заявлял, что считает Каспийское море регионом дружбы и добрососедства, в рамках которого все пять прибрежных государств могут развивать двусторонние и многосторонние связи торгово-экономического и политического характера.

Для обеспечения и поддержания безопасности и развития сотрудничества на Каспии Иран предлагает создание коллективного органа  — Организации по сотрудничеству в Каспийском море (The Caspian  Sea Cooperation Organization — CASCO), куда войдут 10 стран (Иран, Пакистан, Турция, Афганистан, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан). Однако, судьба подобного органа все еще не решена.

С точки зрения экономики следует отметить, что ИРИ предприняла значимые меры для развития инфраструктуры в морских портах на каспийском побережье. Общая протяженность береговой линии иранских прибрежных  провинций составляет всего 400 км, однако именно на иранском побережье Каспия расположено наибольшее количество морских портов.

В настоящее время в южной части моря функционируют 6 иранских портов, а именно: Энзели, Ноушахр, Нека, Амирабад, Гяз, а также недавно запущенный порт Астара. Тегеран планирует строительство еще трех портовых сооружений Чамхал, Кияшехр и Чабуксер. Помимо этого, ведутся работы по увеличению потенциала погрузочных и разгрузочных мощностей существующих портов.

Экономическая  политика Ирана также направлена на использование всего транзитного потенциала республики. В этой связи Иран рассматривает Каспийское море в качестве связующего звена на коридоре «Север-Юг», связывающий порты Персидского залива с Центральной Азией и Россией.

Несмотря на то, что основные запасы нефти ИРИ находятся в Персидском заливе, энергетический рынок на Каспии имеет для страны стратегический характер. Иран продолжает развивать нефтегазовую инфраструктуру в прибрежных провинциях, в частности, в провинции Гилян была введена в эксплуатацию береговая база обеспечения каспийских месторождений, а в провинции Мазандаран планируется построить нефтяные резервуары Северного нефтяного терминала, а также Мазандаранский нефтеперерабатывающий завод.

52.26MB | MySQL:103 | 0,538sec