Донорские приоритеты Великобритании в контексте миграционного кризиса в Северной Африке

Судя по новым планам британских властей, озвученным в конце декабря секретарем Департамента по международному развитию МИД Великобритании (DFID) Пенни Мордант, в ближайшие годы официальный Лондон планирует активное вовлечение в решение проблемы миграции в Северной Африке. В том числе в форме предоставления адресных донорских взносов конкретным странам.  Главный фокус этих усилий будет направлен на выявление, ликвидацию и предотвращение на раннем этапе причин, вынуждающих население стран Северной Африки мигрировать в соседние страны и особенно в Европу. По сути, это превентивная стратегия, которая, по мнению ее авторов, позволит за счёт относительно небольших, но адресных инвестиций купировать разрастание проблемы до масштабов глобальной миграции. Суть её — в создании новых рабочих мест, содействии стабилизации экономической ситуации и предоставлении социального пакета в целях удержания населения на местах, недопущения их массового переселения как внутри стран, так и за их пределы. Важная роль в британской стратегии отводится образованию, особенно с учетом молодого состава и динамичного роста населения североафриканских стран, на которые как раз и придётся основной прирост мирового населения до 2050 года. Кроме того, из 65 млн сегодняшних мигрантов в мире более половины — молодёжь до 30 лет. Обеспечение гарантированного доступа молодёжи к качественному образованию может стать одним из важнейших условий их постепенного отказа от миграции в другие страны.

Причём, имплементация новой стратегии предполагает создание действительно реальных условий  и предоставление таким образом альтернативного выбора населению этих стран, что позволит им отказаться от зачастую бесперспективной, а иногда и весьма рискованной затеи мигрировать в другие страны. Как известно, только по ливийскому маршруту миграции в Европу через Средиземное море в прошлом  году более 5 тысяч человек погибло при транспортировке, а в этом году эта цифра может превысить 3 тысяч человек.

Наиболее сложной задачей в рамках новой стратегии станет именно работа в сельских районах, где в условиях длительного конфликта и деградирующей экономики будет крайне непросто обеспечить местному  населению достойный выбор и создать устойчивый источник занятости и дохода.

Предлагаемый Лондоном новый пакет помощи достаточно ограничен в плане географического охвата, но может стать одним из компонентов более глобальной стратегии доноров. Он предполагает адресную помощь отдельным странам Северной Африки — Ливии и Судану.

Ливии в 2018-2020 гг. Великобритания представит финансовый пакет в объеме 75 млн фунтов стерлингов — это обязательство было гарантировано премьер-министром Великобритании на заседании Совета ЕС в июне текущего года. Часть средств из этого пакета будет направлено на поддержку систем здравоохранения, психологическую помощь, доставку средств гигиены.

В Судане финансовый пакет на 2017-2022 гг. составит 121 млрд фунтов стерлингов. Пакет помощь включает раздачу ваучеров и денежных переводов на продовольствие, меры содействия репатриации беженцев и их адаптации, в том числе психологическую поддержку, помощь местным фермерам и общинам в развитии сельского хозяйства и управлении природными ресурсами, поддержка местных коммун и неправительственных организаций, опекающих репатриантов и вернувшихся обратно мигрантов, представление образовательных пакетов, обеспечение доступа к питьевой воде и средствам гигиены и пр.

Рассмотрим детально основные компоненты британского антимиграционного пакета.

Первое — создание рабочих мест. Речь идёт о предоставлении более широкого окна возможностей занятости для местного населения, стимулируя их отказаться от миграции. Это должно достигаться за счёт тщательной оценки и анализа перспектив отдельных экономических отраслей и стимулирования их интенсивного развития. Стратегия также повышает потенциал этих стран, например Судана и Ливии, размещать у себя и эффективно интегрировать в местную экономику беженцев из соседних стран, бежавших от конфликтов. В конкретном плане финансируемые британцами страновые проекты предполагают создание новых рабочих мест для местного населения, внутренних переселенцев и беженцев, а также усилия в законодательной области в целях выдачи беженцам и внутренним переселенцам в Судане и Ливии, а также в Иордании, Ливане, Эфиопии и других странах разрешений на работу, как временных, так и постоянных.

Второе — чрезвычайная гуманитарная помощь первой необходимости. Она предоставляется нуждающемуся местному населению в условиях масштабного голода или конфликта в целях удержать население в непосредственной близости от их домов, не давая разрастаться массовому переселению в соседние регионы, а иногда и другие страны. Этот компонент крайне важен в качестве превентивной меры, поэтому его эффективность во многом зависит от оперативности усилий и быстроты реагирования. В конкретном плане речь идёт о чисто гуманитарных компонентах: представление палаток и временных центров для размещения, продовольственных ваучеров, средств гигиены и медицинской помощи, обеспечение доступа к питьевой воде и пр.

Третье — содействие репатриации, возращению и реинтеграции в местные коммуны. Эта задача одна из наиболее комплексных и сложных. Многие беженцы, дезориентированные ложными ожиданиями и надеждами, испытывают серьёзные психологические проблемы и нуждаются в социальной опеке при возвращении обратно. Их реинтеграция в местные экономические системы, механизмы социальной защиты и доступ к источникам дохода.

Четвёртое — ликвидация современных форм рабства. В ряде стран, принимающих мигрантов, формируются незаконные рынки торговли людьми. Ливия — наиболее характерный пример, когда мигранты становятся жертвами такого рода ситуаций. Конкретные проекты нацелены на информационное предупреждение мигрантов о возможных рисках, оказание жертвам психологической помощи в целях реабилитации и реинтеграции в общество. В фокусе внимания — случаи сексуального насилия и рабства женщин и девочек.

Пятое — доступ к образованию. В первую очередь, предпринимаются усилия по доступу к школьному образованию детей в конфликтных зонах. Это важнейший элемент содействия в случаях внутренних переселений, поскольку гарантирует социализацию детей, их доступ к знаниям и образованию и создает важнейшую предпосылку для возвращения обратно и реинтеграции. Кроме того, школьные завтраки играют   ключевую роль для повешения уровня посещаемости школ, особенно в бедных районах и при гуманитарных кризисах, что также является важной превентивной мерой для упреждения бесконтрольной миграции. Получившие образование дети имеют большее окно возможностей для работы в своей собственной стране и даже при миграции в другие страны.

Таким образом, Великобритания, являясь одним из крупнейших традиционных доноров в системе содействия международному развитию, чётко расставляет приоритеты помощи на следующий год и среднесрочную перспективу. Очевидно, что тема миграции в этих усилиях одна из ключевых. При этом, ключ к решению предлагается через набор конкретных, комплексных инструментов, ориентированных на адресное предупреждение и искоренение причин миграции, а также мер, направленных на поддержку репатриации и реинтеграции. Очевидно, многие другие доноры будут активно работать на миграционном треке, который в общих усилиях ООН будет одним из приоритетных в следующем году.

62.83MB | MySQL:102 | 0,515sec