О развитии политической ситуации в Ираке

Политическая ситуация в Ираке после объявленной руководством этой страны в начале декабря прошлого года военной победы над террористической организацией «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России) продолжает оставаться сложной. Перед послевоенным Ираком стоят несколько острых политических проблем. Первой из них является определение будущего шиитских вооруженных формирований «Аль Хашед аш-Шааби» (Отряды народной мобилизации) и степени их участия в политической жизни страны. Осенью 2016 года иракский парламент утвердил «Аль Хашед аш-Шааби» в качестве силовой структуры и тем самым исключил участие ее военных руководителей в политике. Однако формирование блока «Муджахиддин» из числа полевых командиров «Хашед» говорит о том, что добровольческие формировании готовы стать влиятельной политической силой в стране. Второй проблемой является достижение шиитско-суннитского консенсуса, необходимого для того, чтобы реально стабилизировать обстановку в суннитских районах Ирака и исключить повторение появления таких экстремистских организаций как «Аль-Каида в Месопотамии». В-третьих, необходимо урегулирование отношений с автономным Регионом Курдистан на новых основаниях, учитывая процесс смены курдской элиты. В-четвертых, несмотря на победные реляции, в Ираке сохраняется джихадистская угроза. Спящие ячейки «Исламского государства» продолжают функционировать как в северных провинциях страны, так и в Багдаде, что делает возможным опасное усиление террористической активности.

6 декабря 2017 года Хасан Салем, бывший командир милиции «Асаиб Ахль аль-Хакк», заявил о создании блока «Муджахиддин», который на парламентских выборах будущего года будет представлять интересы «Аль-Хашед аш-Шааби». По его словам, в блок войдут «избранные народные кадры, благодаря которым состоялся разгром террористов из ИГ». Пока неясно как это будет выглядеть с правовой точки зрения, ведь иракская конституция запрещает «Аль-Хашед аш-Шааби» как и другим силовикам участвовать в политической жизни страны. Вероятно, будущие депутаты будут официально уходить в отставку со своих военных постов.  На роль будущего лидера блока «Муджахидддин» прочат фактического командира «Аль-Хашед аш-Шааби» и бывшего министра транспорта Ирака Хади аль-Амири. В годы ирано-иракской войны он возглавлял бригаду «Бадр» иракских шиитов, сражавшихся на стороне Ирана. Хади аль-Амири является близким другом генерала Касема Сулеймани. В состав блока вошли «политические крылья» таких милиций как «Асаиб ахль аль-хакк», «Лива Бадр» («Бригада Бадр») и «Катаиб Хизбалла».

О том, что вооруженные формирования «Аль Хашед аш-Шааби» выросли в серьезную военную и политическую силу свидетельствует интервью одного из наиболее влиятельных командиров этой структуры Абу Али аль-Мохандеса, данное им 17 ноября прошло года. В нем лидер добровольцев подчеркнул большие военные возможности Отрядов народной мобилизации, в частности, наличие у них беспилотников и инженерного оборудования, которым не располагает и иракская армия. Абу Али аль-Мохандес (кстати этот шиитский деятель всегда был твердым противником диктатуры Саддама Хусейна, в молодости дезертировал из иракской армии и воевал на стороне курдских пешмерга в Халабдже) также отметил приобретенные «Аль Хашед аш-Шааби» навыки в преодолении гуманитарных кризисов. По его мнению, Отряды «АльХашед аш-Шааби» являются настоящей кузницей кадров и прообразом будущей политической системы Ирака, построенной на народной основе.

Несмотря на заявление премьер-министра страны Хайдера аль-Абади о том, что полевым командирам Отрядов народной мобилизации будет запрещено участвовать в выборах. В настоящее время многие полевые командиры в массовом порядке увольняются из рядов «Аль Хашед аш-Шааби» для того, чтобы получить возможность участия в выборах. Обращает на себя внимание, что в состав блока «Муджахиддин» вошли в основном отряды «Аль Хашед аш-Шааби», тесно связанные с Ираном. В то же время менее проиранские группы, ориентирующиеся на великого аятоллу Али ас-Систани, такие как «Бригада Али аль-Акбар», «Бригада Ансар аль-Марджаийя», «Бригада Имама Али» и «Боевая дивизия аль-Аббас» не имеют политических организаций и не собираются участвовать в выборах. В иракских политических кругах присутствуют два основных опасения относительно будущего участия Отрядов народной мобилизации в политической жизни страны. Первое касается того, что «Хашед» могут стать преторианской гвардией, по-своему усмотрению свергающей и назначающей правительства. Второе состоит в том, что депутаты от блока «Муджахиддин» могут стать опорой достаточно одиозного бывшего премьер-министра страны Нури аль-Малики и содействовать его возвращению во власть. 13 декабря Нури аль-Малики, занимающий в настоящее время пост вице-президента Ирака, отметил, что идея сформировать единый блок из бывших полевых командиров «Аль Хашед аш-Шааби» принадлежит ему, и что в будущем парламенте представители «Хашед» будут координировать свою деятельность с его блоком «Правовое государство».

Необходимо отметить, что в составе «Аль Хашед аш-Шааби» воюют не только шииты. В составе Отрядов народной мобилизации воюют также туркоманская бригада и бригада иракских христиан «Вавилон». В составе «Аль-Хашед аш-Шааби» воюют около 20 тысяч суннитов. Конечно, здесь имеет место и политический расчет. Суннитские бойцы использовались, например, при занятии Фаллуджи. Учитывая суннитско-шиитский конфликт в Ираке, присутствие шиитских боевиков в этом городе было бы крайне нежелательно. В последнее время среди суннитских племенных ополчений провинции Анбар назревает беспокойство. Суннитские ополченцы, помогавшие иракской армии в разгроме отрядов ИГ в Фаллудже и Рамади, опасаются, что после военного разгрома террористов их ожидает судьба отрядов «Сахва», разгромивших в 2006-2008 годах «Аль-Каиду», а затем преданных иракских правительством. В настоящее время племенные ополчения Анбара разделились на две части. Часть, входящая в «Аль Хашед аш-Шааби», по словам командира этих отрядов Аввада аль-Джугайфи, получает зарплату и инкорпорирована в государственные силовые структуры. В то же время другой сегмент племенной милиции формально не входит в иракские силовые структуры и опасается роспуска. Полевой командиров отрядов «Щит Фаллуджи» Акиф ад-Дулейми отметил в интервью интернет-порталу «Никаш», что «Племенные милиции так же важны, как и другие вооруженные формирования, и не должно быть дискриминации между двумя группами. Племенные отряды сыграли важную роль в разгроме террористов и удержании уже взятых под контроль населенных пунктов. Своими жертвами они доказали преданность иракскому государству». По мнению племенного лидера, «Ирак все еще нуждается в хорошо оснащенных бойцах здесь (в Анбаре – авт.).Опасность все еще существует. Защита сделанных завоеваний столь же важна, как и прямые боевые действия». Послание племенного лидера очень хорошо расшифровывается: «Оставьте нам оружие и предоставьте нам самим охранять наши районы и поддерживать в них порядок».

Между тем, военная составляющая «Исламского государства» очень сильно ослаблена, но не уничтожена совсем. Об этом свидетельствует информация, приходящая из провинции Анбар. При этом нужно отделять иностранных сторонников ИГ, в большинстве своем уже покинувших Ирак и перемещающихся на Синай, в Афганистан и Ливию и местных сторонников ИГ, которым уходить некуда. По сообщению местных жителей, боевики ИГ все еще обеспечивают сопровождение и безопасность грузовиков, приходящих из Иордании. Пор мнению мэра городка Рутба Имада ад-Дулейми, уход иракских сил безопасности из многих населенных пунктов Анбара без оставления гарнизонов и окончательного уничтожения боевиков в пустыне создает угрозу возвращения последних.

2018 год будет во многом переломным для Ирака. Этот год, отмеченный парламентскими выборами станет годом перехода от эпохи гражданской войны к этапу политической и экономической стабилизации. От этого переходного периода будет во многом зависеть, останется ли Ирак «несостоявшимся государством» или превратится в самостоятельного игрока на Ближнем Востоке.

52.18MB | MySQL:103 | 0,584sec