Оценки китайских специалистов новой стратегии США в Исламской Республике Афганистан

Как известно, 21 августа 2017 г. президент США Дональд Трамп объявил о реализации новой «региональной» стратегии в отношении Исламской Республики Афганистан, целью которой является «только победа». По словам руководителя американского государства, он планирует задействовать все рычаги (дипломатические, экономические и военные) для стабилизации ситуации в ИРА.

Конечно, Д.Трамп хочет как можно быстрее решить «афганский вопрос» с пользой для США, однако его последние высказывания радикально расходятся с его выступлениями в октябре 2011 и марте 2013 г., в ходе которых он заявлял о необходимости скорейшего вывода американского контингента, поскольку операция в ИРА требует значительных затрат.

На тот момент Д.Трамп выражал свои мысли как бизнесмен, который при оценке объема затрат Пентагона на вооружение, технику, снабжение группировки понимал, что такого количества финансовых средств будет достаточно для «возрождения Америки». Однако, уже в марте 2016 г.  в рамках съезда Республиканской партии США Д.Трамп выразил мнение о том, что «нам необходимо задержаться в Афганистане на определенный период времени, поскольку рядом находится Пакистан, у которого есть ядерное оружие и США нужно контролировать это оружие».

Китайские аналитики выделяют следующие составные части стратегии новой администрации Белого Дома, которой ВС США будут придерживаться, как минимум, до 2020 г.

 

Фактор Пакистана и Ирана

После вступления в должность, советники Д.Трампа смогли донести до его понимания, что если ВС США полностью уйдут из ИРА и прекратят помощь местным властям, то движение «Талибан» за очень короткий промежуток времени сможет мобилизовать значительную часть местного населения для борьбы как с официальным Кабулом, так и с другими внешними силами , в том числе и «Исламским государством» (ИГ, запрещено в России).

После того, как американские военные ввели экономический аспект в еженедельные доклады Д.Трампу о ситуации в Афганистане и Пакистане, президент пришел к выводу о том, что необходимо не просто сохранить военное присутствие в ИРА, но и расширить его поскольку Афганистан становится «безопасной гаванью» для террористических организаций, которые воспринимают Вашингтон как основного противника.  В этой связи можно выделить «пакистанский аспект» новой американской стратегии в ИРА.

Китайские специалисты отмечают, что советники президента США осознают роль такого государства как Пакистан в сохранении боеспособности отрядов движения «Талибан» и именно это обстоятельство обуславливает то политическое и экономическое давление, которое Вашингтон оказывает на официальный Исламабад. По данным американских военных, специальные службы Пакистана обеспечивают для талибов безопасные маршруты переброски вооружения, боеприпасов и новых рекрутов, что вызывает недовольство у президента США.

Следует отметить, что на «угрозы» экономического характера из Вашингтона, замораживание контрактов на поставку военной техники, представители ВС Пакистана отвечали достаточно сдержанно, однако уже в январе 2018 г. было объявлено, что пакистанская сторона прекращает сотрудничество с США по линии военной разведки.

Конечно, кроме Исламабада определенное влияние на ситуацию в Афганистане оказывает другое приграничное государство – Иран. Китайские специалисты отмечают значительное влияние официального Тегеран на западные регионы Афганистана, которые населены хазарейцами-шиитиами. Именно на эту этническую группу опирается иранское руководство в своей борьбе за влияние на ситуацию внутри Афганистана.

В случае если официальный Вашингтон продолжит оказывать экономическое давление на ИРИ, то представители специальных служб и военные советники из числа офицеров ВС ИРИ и КСИР организуют отряды хазарейцев на проведение серии ударных операций по базам и опорным пунктам ВС США в западных провинциях Афганистана. Последствия таких столкновений будут плачевными, прежде всего, для американского воинского контингента, который с завидной регулярностью несет потери в ИРА.

 

Индия как часть стратегии

Китайские специалисты также внимательно наблюдают за активностью США на индийском направлении, поскольку Д.Трамп очевидно хочет использовать Нью-Дели для разделения нагрузки по борьбе с талибами. Следует учитывать, что военно-политическое руководство Индии начало оказывать финансовую помощь Кабулу еще в 2002 г. Для начала индийские власти выделили 10 млн долл. США на борьбу с движением «Талибан», а в последующие 10 лет афганские власти получили поддержку в размере 1,5 млрд долл. США. Также известно, что в 2013 г. индийская сторона оказала финансовую помощь ИРА в размере 2 млрд долл. США.

Конечно, руководство Индии понимало, что нельзя ограничиться только денежными переводами и обеспечить себе безопасность, поэтому индийские компании приняли участие в ремонте и модернизации автомобильных дорог, электросетей, гидроэлектростанций. Также индийские медики неоднократно прибывали в Афганистан с гуманитарными миссиями.

По данным китайских специализированных изданий, ВС Индии передали официальному Кабулу 3 ударных вертолета Ми-25 (экспортная версия Ми-24) и 3 легких вертолета Cheetah. Также индийские военные провели подготовку 4000 военнослужащих подразделений Национальных сил безопасности Афганистана. Также известно, что официальный Кабул обращался к индийской стороне с просьбой о ремонте вертолетов Ми-17, Ми-35, истребителей МиГ-21, транспортных самолетов Ан-32, танков Т-55 и Т-72 и артиллерийских систем советского производства. Для выполнения необходимых работ в районе Кабула может быть выделено предприятие с необходимой территорией.

 

В дополнении к вышеперечисленным аспектам необходимо добавить и «российский фактор».

Китайские специалисты отмечают, что американские стратеги должны учитывать роль России, поскольку военно-политическое руководство РФ на протяжении последних 17 лет предпринимает шаги для блокирования трафика наркотиков и проникновения террористов с территории Афганистана. Конечно, для официальной Москвы на первом месте стоит борьба с наркотической угрозой национальной безопасности, однако и само присутствие ВС США в ИРА является двойственным факторов.

С одной стороны, американские военные способствуют сохранению нестабильности, а спецслужбы США уже обеспечивают перебазирование отрядов исламистов с территории Сирии в Афганистан. С другой стороны, контакты российских спецслужб с полевыми командирами, которые контролирую северные районы ИРА позволяют собирать разведывательную информацию об активности ИГ и ВС США.

Для китайских аналитиков очевидно, что официальная Москва с настороженностью воспринимает новую стратегию США в ИРА, однако российским властям остается наращивать свое влияние на страны Центральной Азии, а ВС РФ необходимо усиливать свое военное присутствие с опорой на существующие военные базы. Вполне вероятно, что министр обороны С.К.Шойгу достигнет определенных договоренностей с Казахстаном и  другими государствами-членами ОДКБ о расширении военно-политического сотрудничества с целью обеспечения коллективной безопасности от угроз, исходящих из Афганистана.

 

Ресурсы Афганистана как элемент стратегии 

Необходимо учитывать и «ресурсный аспект» новой стратегии США. Достоверно известно, что американские военные инженеры и геологи подтвердили данные советских специалистов, которые провели геологоразведку основных полезных ископаемых ресурсов на территории Афганистана еще в начале 80-х гг прошлого столетия. Так, в северо-западных регионах ИРА расположены месторождения газа, суммарные запасы которых составляют 67 млрд куб. м.

Кроме того, на территории северо-восточных провинций ИРА располагаются месторождения редкоземельных металлов (общие запасы 1,4  млн тонн). Коммерческий потенциал перспективных рудников оценивается в 1 трлн долл. США. Особый интерес для США представляют значительные месторождения золота, которые практически не разработаны.

Достоверно известно, что американские горнорудные компании готовы вкладывать средства в наем вооруженной охраны при условии, что официальный Вашингтон гарантирует безопасность американским специалистам, предприятиям, а также обеспечит эвакуацию гражданского персонала при угрозе нападения. По данным китайских специалистов, по состоянию на 2008 г. на территории ИРА находилось около 110 000 военнослужащих ВС США, а работу специальных служб и других ведомств, а также коммерческих компаний обеспечивали еще 108 000 наемников – преимущественно военнослужащие ВС США в отставке. По оценкам китайских военных аналитиков, даже такого количества личного состава не хватило официальному Пентагону для победы на разрозненными национальными отрядами движения «Талибан».

Как отмечают корреспонденты специализированных китайских военно-политических изданий, американские стратеги осознают важность географического расположения Афганистана. Так, на определенном этапе официальный Вашингтон инвестировал 10 млн долл. США в создание энергетического коридора «Центральная Азия – Южная Азия» по которому бывшие советские республики должны были поставлять электроэнергию в Афганистан и Пакистан.

По данным китайских источников, представители американской компании United Oil проводили переговоры с представителями движения  «Талибан» и сотрудниками военной разведки Пакистана о прокладке газопровода из Туркменистана, через западные и южные провинции Афганистана. Запуск данного трубопровода позволит афганской стороне получать плату за транзит газа, а для Пакистана такой проект имеет стратегическую важность, поскольку благодаря туркменскому «голубому топливу» официальный Исламабад получит возможность повысить уровень жизни населения, открыть новые предприятия и даже поставлять газ дружественным государствам в Юго-восточной Азии.

Подводя итог вышесказанному, представляется возможным согласиться с оценками китайских специалистов в том, что США не смогут одержать победу над «Талибами», поскольку, прежде всего, Сухопутные войска ВС США  не заинтересованы в оказании полномасштабного давления на это движение, т.к. это связано с большими потерями в личном составе и технике в условиях когда значительную долю военного бюджета направляют на доукомплектование подразделений Корпуса морской пехоты ВМС США и перевооружение ВВС на новые модели самолетов.

52.2MB | MySQL:103 | 0,530sec