О некоторых аспектах деятельности спецслужб ОАЭ в Тунисе

Достаточно неожиданный и довольно нелицеприятный для ОАЭ материал был опубликован накануне на страницах британского портала Middle East Eye, известного своими обзорами текущих новостей и аналитикой по злободневным вопросам, касающимся Ближнего Востока и Северной Африки. На сей раз речь идет о деятельности специальных служб эмиратов в Тунисе. Где, как известно, недавно, власти с большим трудом подавили массовые беспорядки, вспыхнувшие в ходе акций протеста против экономической и социальной политики правительства. Правда, в свете приведенных фактов, поневоле начинаешь задумываться о роли внешнего фактора в инициировании протестных явлений в этом североафриканском государстве.

Деятельность разведывательных служб таких государств, как ОАЭ, является очень малоизученным и освещенным вопросом, как в силу общей закрытости этой тематики по понятным причинам, так и в силу того, что до недавних пор, подобные организации были неизвестны за пределами собственных границ. Поэтому, материал, опубликованный на портале, представляет особый интерес. Итак, согласно данным статьи, в Тунисе с 2016 года была развернута разведывательная сеть ОАЭ ориентированная, не много ни мало, на установление контроля над значительной частью парламента Туниса путем подкупа его депутатов, которые впоследствии должны будут принимать те решения, которые будут диктоваться из Абу-Даби, и, во-вторых, в известной степени нивелировать влияние тех исламистских сил и течений, которые не дружественны режиму ОАЭ.

В руках авторов материала оказались некие секретные документы резидентуры ОАЭ из которых следует что агенты эмиратов приложили немалые усилия для подкупа тунисских парламентариев, приводится ряд имен влиятельных тунисских политиков, оказавшихся вовлеченными в сферу интересов спецслужбы Абу-Даби.  Приводится пример того, как глава разведывательной сети ОАЭ провел встречу с заместителем председателя парламента Туниса, на которой обсуждалось приобретение голосов 130(!) депутатов. При этом, одной из основных задач перед новоиспеченным лобби ставилось «уменьшение влияния фракции исламского движения «Ан-Нахда» и формирование дружественного и положительного образа ОАЭ в тунисских СМИ».

В документах приводятся имена офицеров разведслужб ОАЭ, отвечавших за проведение операций в Тунисе, в частности, Саида аль-Хафари, сменившего на посту резидента своего предшественника, Абдаллу Хасана Абдаллу аль-Хассуни, находившегося в стране с момента событий т.н. революции, а затем, вынужденного срочно покинуть Тунис.

Один из документов, опубликованных в разделе «арабские секреты» является письмом, направленным ответственным офицером разведывательной резидентуры ОАЭ в Тунисе, в штаб-квартиру службы безопасности, в Абу-Даби под номером 881/2016 от 19 октября 2016 года и содержит план вербовки агентов влияния среди депутатов парламента для «реализации важных для ОАЭ тем».

Вся это программа упоминается как в документе как, «парламентский пояс». Среди прочего приводится факт встречи офицера разведки ОАЭ с членом парламента, доктором Шакибом Бани, представляющим тунисское движение «Ан-Нида» («Призыв») и координатором комитета по финансовому планированию парламента, которая состоялась по инициативе последнего. По докладу разведчика следует, что Ш.Бани озвучил свою позицию, выразившуюся в том, что «он считает себя человеком ОАЭ из-за их ориентации и открытого экономического мировоззрения, что делает их (эмираты – авт.) примером для подражания в арабских и других странах».

Текст документа также свидетельствует, что усилиями «парламентского пояса» ОАЭ рассчитывают ограничить влияние в Тунисе партии «Ан-Нахда», отдалив ее и от государственных институтов и от народа. Число сторонников эмиратов парламенте Туниса определено в 130 человек.

Всего в парламенте страны насчитывается 217 депутатов, для большинства достаточно голосов 109 из них. 130, таким образом, это не просто большинство, а гарантированное, с запасом.

Проэмиратское лобби по замыслу кураторов из ОАЭ должно обеспечить проводку через парламент нужных законов, оказывать давление на правительство страны, взамен, со слов уже упоминавшегося Ш.Бани, ежемесячное вознаграждение членам лобби должно составлять 3 000 долларов США.

Также, лобби должно способствовать внедрению эмиратских компаний в экономику Туниса, укреплять их присутствие в стране, что поможет формированию в сознании населения положительного отношения и поможет принизить позиции «Ан-Нахды», сократить ее поддержку среди народа. Тем самым можно говорить о создании предпосылок для ее поражения на местных и муниципальных выборах – следует из документов.

Среди мер по ослаблению позиций «Ан-Нахды» упоминается разработанный в ОАЭ опросник, который должен был быть представлен парламентом членам правительства – представителям «нахдистов», причем ответы на вопросы заведомо носят характер непопулярных и направлены на дискредитацию опрашиваемого.

Еще одним важным направлением является развитие медийной компании, направленной, во-первых на формирование понимания важности инвестиций из ОАЭ в Тунис, как решающих и от которых будет зависеть будущее национальной экономики, и, во-вторых на выработку требований народных масс о интенсификации всестороннего сотрудничества с ОАЭ, как наиболее оптимального для текущего и перспективного состояния страны.

Трудно сказать какую реакцию в тунисском обществе вызовет публикация этих материалов, однако они весьма показательны с точки зрения объема и характера усилий спецслужб стран Аравийского полуострова, вступивших в жесткую и бескомпромиссную междоусобную борьбу на пространстве от Уганды и до Стамбула, и от Рабата до Исламабада. Если подобные вещи творятся в Тунисе, стране важной из-за ее географического положения, но, тем не менее, второстепенной, на сегодня в региональных раскладах, то нетрудно представить, что происходит вокруг главных тем и направлений ближневосточной политики.

52.24MB | MySQL:103 | 0,572sec