Обзор альманаха «Турция в 2017 году» издания Фонда политических, экономических и социологических исследований (Анкара). Часть 1

Стало доброй традицией на сайте Института Ближнего Востока делать обзоры публикаций главного турецкого мозгового центра – Фонда политических, экономических и социологических исследований (в турецкой аббревиатуре SETAV – В.К.), базирующегося в турецкой столице – Анкаре. В начале 2018 года Фонд опубликовал редакционный Альманах, подготовленный коллективом его экспертов, под заголовком «Турция в 2017 году», который, ввиду своего системного подхода к рассмотрению процессов в стране, представляет несомненную ценность. Обратимся к документу для его обзора. Постараемся, чтобы этот обзор был компактен, в меру возможностей исключив различные разделы обзорного характера (введения-заключения), но с учётом солидного объема исходного документа.

Первая глава Альманаха именуется «Политика в 2017 году» и содержит в себе разбор важнейших событий во внутриполитической жизни страны. Сначала применительно к каждой влиятельной политической силе, а потом уже и к важнейшим событиям внутриполитической повестки. Понятно, что раздел начинается с правящей Партии справедливости и развития. Итак, чем же «жила и дышала» ПСР в 2017 году?

Как указывает Альманах, в 2017 году ПСР и лично президент Реджеп Тайип Эрдоган продолжали курс на реформы в стране, направленные на оживление её экономики.

Так, 24 января 2017 года, глава правительства, премьер-министр Бинали Йылдырым, обнародовал инвестиционную программу для Восточной и Юго-Восточной Анатолии страны (понятно, что даже чисто исторически – это, без сомнения, главная болевая точка Турции, не говоря уже о всеобъемлющем режиме чрезвычайного положения, который, может быть, и не очень ощущается в турецких «столицах», однако, очень даже глазу заметен там – В.К.). Цель реформы – продолжить, после очищения региона от террористов, инвестиции и остановить внутренние миграционные потоки с востока Турции на её запад. В рамках генеральной линии на социально-экономическое развитие региона, озвученный премьер-министром инвестиционный бюджет составил 19 млрд 600 млн турецких лир, что по курсу ЦБ ТР тур. лиры к доллару США на дату заявления (1 долл. США = 3,75 тур. лир) пересчитывается в 5,22 млрд долларов. Другим шагом, в рамках пакета стало объявление президентом Турции Р.Т. Эрдоганом, 7 февраля 2017 года, с площадки Союза палат и бирж страны (TOBB) мобилизации усилий по борьбе с безработицей.

Заметным шагом в рамках оживления экономики стало снижение ставки НДС с 18% до 8% в деревообрабатывающей отрасли, производстве бытовой техники и жилищном строительстве. Сначала предполагалась ограниченность во времени данного шага с февраля месяца до 30 апреля. Параллельно в сфере бытовой техники был обнулён так называемый специальный потребительский налог (ÖTV). Оживление, которое произошло в результате в перечисленных отраслях, привело к решению о продлении налоговых льгот уже до 30 сентября. Другой заметной инициативой в экономической сфере стало законодательное оформление пакета реформ в сфере производства.

Всеобщее внимание в Турции привлекла к себе инициатива руководства страны с целью воплощения в жизнь того, о чём говорится уже, без малейшего преувеличения, на протяжении десятилетий – создание целиком и полностью турецкого автомобиля и начало его промышленного производства. 2 ноября 2017 года общественности была представлена Совместная группа, которая включила в свой состав крупнейшие финансово-промышленные группы страны, включая: Anadolu Grubu, BMC Grubu, Kıraça Holding, Turkcell Grubu и Zorlu Holding. Президентом Р.Т.Эрдоганом перед Совместной группой поставлена задача по созданию прототипа автомобиля уже к 2019-му году (напоминаем, выборному году в стране – В.К.), с переходом к серийному производству к 2021 году.

С учётом масштаба предпринятой ПСР государственной реформы неудивительно, что в отдельный подраздел выделен раздел, посвященный референдуму 16 апреля 2017 года, в ходе которого народу было предложен на голосование пакет поправок к действующей Конституции страны, целью которых являлся переход от парламентской к президентской республике. В качестве обоснования необходимости этой реформы, SETAV приводит классический тезис о наблюдающемся «двоевластии в стране» — излюбленный аргумент президента Р.Т.Эрдогана. Ключом к достижению успеха, сначала при вынесении вопроса на голосовании в Великом национальном собрании (Меджлисе) Турции, а потом уже в ходе народного волеизъяления, стал альянс между ПСР и националистами (Партия националистического движения – ПНД). Далее SETAV рассказывает о детальной стратегии ПСР (работа в Турции, за её пределами – с турецкой диаспорой, скажем в Германии и Германией /которая в итоге столкнулась с сопротивлением местных властей/, работа с молодёжью и т.д.) на пути к референдуму, однако, считаем, что эту часть можно опустить без значительных потерь для читателей ИБВ. Отметим лишь два ключевых обстоятельства: а) активную лидирующую роль в процессе президента Р.Т.Эрдогана, б) использование в качестве важного мотиватора электората проголосовать «за» конституционные поправки необходимость усиления борьбы с терроризмом, важнейшим условием которого являлся переход страны к президентской форме правления.

52.21MB | MySQL:103 | 0,777sec