Ирак: о возможностях добычи и экспорта нефти в свете перспективы отмены ограничений ОПЕК

Начало года среди прочего, ознаменовалось несколькими заявлениями, прозвучавшими из уст высокопоставленных должностных лиц, представляющими нефтяную промышленность, например, ОАЭ. Смысл сказанного сводится к тому, что, самое позднее, к середине года, не будет смысла продолжать политику искусственного сдерживания поставок нефти, поскольку, ситуация с ценами стабилизировалась, и, собственно, можно было и не ждать до марта, когда планировалось прекратить мораторий на добычу, добровольно установленный рядом стран ОПЕК и поддержанный независимыми производителями, в том числе, и Россией. Но, поскольку решили продолжать, то, мол, раз это дело добровольное, то ОАЭ в 2018 году, скорее всего, выйдут из соглашения.

Эмираты не одиноки в своем намерении. И Саудовская Аравия, и Кувейт и многие другие, отнюдь не рады решениям ОПЕК и придерживаются их, как «меньшего из зол». И хотя большинство аналитиков, отмечая положительные тенденции в росте цен на нефть и выравнивании баланса между спросом и предложением, все-таки полагают, что 2018 год нужно выдержать так же, как и 2017-й, односторонние шаги по выходу из соглашения, с очень большой вероятностью поставят на нем крест. Что в таком случае сможет предпринять Ирак?

Министр нефти страны, Джаббар Али Хуссейн аль-Луэйби заявил 13 января, что Ирак вплотную подошел к уровню добычи в 5 млн баррелей нефти в сутки. Заявление чиновника прозвучало в ходе его визита в Абу-Даби. 4.3 млн баррелей – добывается сегодня, но прирост добычи за счет введения в строй месторождений в Мисане и в Зи уль-Карре, где недавно была образована новая нефтяная компания, выделившаяся из Нефтяной компании Басры и перешедшая под прямую юрисдикцию Министерства нефти, позволит достичь уровня в 5 млн бареллей, без каких-либо проблем.

Сам Д.аль-Луэйби тоже считает, что ограничения на добычу и продажу нефти необходимо сохранить, несмотря на рост цен, поскольку, «ситуация с ценами еще не стабилизировалась и на это требуется больше времени». Что касается производства газа, то в текущем году, к его середине, министерство намерено заключить три контракта с международными компаниями, с тем чтобы полностью закрыть вопрос с сжиганием попутного газа. Это должно случиться к 2021 году.

Цены на нефть продолжают укрепляться четвертую неделю подряд, показывая самые выдающиеся результаты с 2014 года. Сделки по марке «Брент» показали рост на 61 цент и закрылись при цене 69.87 долларов США за баррель. Западнотехасская смесь подорожала на 50 центов и достигла уровня в 64.30 доллара США за баррель. В прошлый четверг, американская смесь котировалась по цене 64.77 – максимуме с 2014 года, — сообщает Reuters.

Складывающееся положение будет обсуждаться на совещании 21 января в Омане, при этом, министр энергетики РФ, А.Новак также солидарен с мнением своего иракского коллеги, и полагает, что соотношение между спросом и предложением не вошло в равновесный диапазон. Выход цен на психологический уровень в 70 долларов может и вредно действует на нервы биржевых спекулянтов, но такова уж природа современной экономики, что она реагирует на «любой чих», будь то, волнения в Иране, не оказавшие никакого воздействия на реальную добычу нефти в стране, или развитие ситуации вокруг корейской ядерной программы, ни регулярные сообщения о состоянии запасов нефти в США. Скажите на милость, ну что с ними может случиться за три дня, или, даже за неделю, если среднее потребление прекрасно известно, температура константна, но, тем не менее, каждая публикация этой заурядной информации служит поводом для сотен тысяч репостов во всех СМИ и нервной реакции на спекулятивных площадках.

Возможная спонтанная отмена ограничений, или их санкционированное окончание, означают в случае Ирака, что страна сможет в течение, примерно месяца, не только выйти на уровень добычи в 5 млн баррелей, но и превзойти его, не меньше, чем на 300 – 400 тысяч баррелей. Публикация данных об аккредитации еще пяти, пока не называемых, международных компаний, для участия в изыскательских работах в приграничье с Ираном, и с Кувейтом, и в ряде участков провинции Анбар, означает, что в ближайшие год- два, извлекаемые запасы нефти (и газа) могут возрастить еще на 500 тыс. – 1 млн баррелей в сутки.

Всего 21 компания примет участие в 9-м раунде изыскательских работ на наземных участках и на шельфе.

На участке границы в Кувейтом работы будут вестись на участках Хадар аль-Ма, Джебель Синам и на полуострове Фао. Вдоль границы с Ираном, речь идет о месторождениях Синбад 1 и Синбад 2, о районе Ховейзы, о стыке ее южной части с районом Шагаби, о районе Зорбатыйя, где находятся месторождения Зорбатыйя и Тарик, также в плане работ – Нафт Хана, включаящая месторождения Мандали, Таркиб Хабиб, Тель Газзаль, Хитаб, Назардак, Саадийя, Окба и Наудуман.

Что касается шельфовых изысканий, то они будут вестись в иракских территориальных водах в северной части Персидского залива.

Таким образом, с учетом процессов по наведению порядка и реорганизации добычи и поставок нефти с северных полей Ирака и из Иракского Курдистана, можно сделать вывод о том, что нефтяная отрасль страны находится на завершающем этапе «перехода количества в качество» и в течение ближайших двух-трех лет, с большой долей вероятности, будет добывать в сутки не менее 6 млн баррелей нефти. Ввод в строй новых плавучих погрузочных терминалов и нефтеналивного причала в новом порте Большое Фао позволят увеличить экспортную мощность еще на, не менее, чем 600 – 700 тысяч баррелей нефти и нефтепродуктов в сутки.

Очевидно, что сдерживающим фактором для наращивания продаж иракской нефти в ближайшее пятилетие будет не темп добычи, а пропускная способность трубопроводной системы страны, емкость ее экспортных терминалов и нехватка танкерного флота. В географических реалиях Ирака это определяет необходимость задействования всех имеющихся возможностей: и клиринговых поставок в Иран, и скорейшее строительство трубопровода в Иорданию и модернизацию трубопровода в турецкий Джейхан, и даже, реанимацию трубопровода Киркук – Банияс, что политически вполне возможно при условии восстановления территориального суверенитета Сирии и установления гражданского мира в этой стране.

Перспектива возобновления свободной продажи нефти Ираком означает рост платежеспособности страны и ее привлекательность для торгового и экономического сотрудничества. Готовиться к этому надо уже сегодня и не ограничиваться при этом проведением регулярных межправительственных комиссий, чьим итогом являются в большинстве случаев лишь рутинные отчеты чиновников и экзотика острых ощущений от езды в бронежилетах по центру Багдада.

В 2017 году объем торговли Ирака с РФ и Китаем вырос по сравнению с 2016 годом на 20.8% и составил 84 млрд долларов США, львиная доля этого объема приходится, увы, не на Россию, а на Китай. Все отечественные достижения, касаются, главным образом поставок вооружения и боеприпасов, да и то, по контрактам, заключенным несколько лет назад. Хотелось бы еще раз напомнить в этой связи, в 70-е и 80-е гг. прошлого века при техническом содействии СССР в Ираке были возведены десятки промышленных объектов, были поставлены тысячи единиц техники и оборудования, до сих пор иракцев помнят надежность и неприхотливость советских грузовиков, насосов и электроизмерительных приборов. Ираку есть и будет чем платить за покупаемые материалы и продовольствие и терять такой перспективный рынок является непростительной глупостью.

52.28MB | MySQL:103 | 0,421sec