Иордания: издержки сирийского кризиса для национальной финансово-экономической системы

С развитием затяжного сирийского кризиса c 2011 года, финансово-экономическая система Иордании испытывает перманентное внешнее воздействие и вынуждена постоянно маневрировать для адаптации к меняющимся реалиям.

В первые годы, благодаря накопленному ранее запасу прочности и внутренним резервам, а также за счет масштабной поддержки со стороны глобальных доноров и финансовых институтов, эта стратегия была достаточно успешной. Несмотря на колоссальную финансовую нагрузку, которую сирийский кризис накладывал на финансово-экономическую систему страны, в целом Иордании удалось консолидировать политические силы, сохранить устойчивость экономической системы и демонстрировать скромные, но устойчивые показатели роста ВВП в пределах 2-3%.

Фактор нахождения в стране почти 700 тысяч сирийских беженцев (10% населения), и широкое воздействие этого фактора на различные секторы экономической системы и систему социальной защиты является первостепенным. Именно он подтолкнул иорданское правительство к пересмотру существующей системы государственного субсидирования и инициированию новых реформенных шагов в качестве превентивных мер во избежание структурного коллапса. Главное издержкой предпринимаемых усилий стало резкое последовательное увеличение государственного долга и роста зависимости от международных финансовых институтов, в первую очередь Всемирного банка и Международного валютного фонда.

Это вынуждает правительство идти на непопулярные меры по запуску всячески отсроченных ранее структурных реформ финансово-экономической системы. Реформ, предполагающих резкое увеличение налоговой нагрузки на население и соответствующий рост налогов и сборов для снижения давления и постепенного сокращения размеров государственного долга. В начале 2018 года, на фоне новых витков эскалации регионального кризиса, стало очевидным, что принятие такого рода непопулярных мер становится неизбежным. В частности, 15 января иорданский кабинет министров объявил о планируемом введении новой шкалы налогообложения и тарифного регулирования с целью сокращения уровня госдолга.  Новый пакет мер предполагает ликвидировать льготный режим для налога с продаж, который был ранее введен на определенные виды продукции, что приведет к унификации большинства из них на уровне 10% (ранее в льготном формате он варьировался от 4 до 8%), при том что на некоторую продукцию налог с продаж составит 16%. Кроме того, правительство планирует ввести дополнительно специальные акцизные сборы на табачные изделия и бензин высшего сорта, и инициировать реформирование системы таможенных сборов и налогов. В общей сложности, новый пакет мер предполагает генерировать дополнительный доход в копилку бюджета в размере 760 млн долларов. Это позволит хотя бы отчасти реализовать заключенную с МВФ в 2016 году амбициозную программу по структурным реформам, направленную на сокращение государственного долга с ожидаемых к 2021 году 96% от ВВП страны до уровня 77% от ВВП.

Оборотной стороной реформенного пакета может стать напрашиваемый курс на сокращение государственных субсидий и мер социальной поддержки, что создаст серьезные риски для стабильности политической системы. По мнению местных экономистов, запаса прочности для сдерживания у правительства практически не осталось и сохранить в нынешнем виде чрезвычайно дорогую для иорданского бюджета систему субсидирования будет чрезвычайно сложно. И похоже, что поэтапный процесс сворачивания либо сокращения субсидий уже стартовал. В частности, на февраль планируется увеличение вдвое цены на субсидируемый хлеб, при том что для наиболее уязвимых категорий населения предусмотрена дополнительная компенсация в форме денежных переводов.

Помимо субсидий, разветвленный бюрократический аппарат также создает высокие финансовые издержки для национального бюджета и требует оптимизации. Экспертное сообщество прогнозирует начало масштабного реформирования государственного аппарата.

Кроме того, за скобками предложенного правительством в начале января реформенного пакета пока остается еще одно принципиальное требование МВФ, касающееся изменений шкалы подоходного налога. Это требование многократно озвучивалось представителями МВФ в ходе предыдущих раундов переговоров и является по сути краеугольным камнем предлагаемой структурной реформы. Однако, обратный эффект от введения этой меры также весьма значителен и рост социальной напряженности и протестного настроения в этом контексте весьма вероятен. Вероятно, по этой причине правительство стремится затянуть имплементацию этой важной меры, которая была предметом ожесточенных дискуссий в парламенте в конце 2017 года. Опасения правительства отчасти объяснимы и введение столь непопулярной меры требует более тщательной проработки и планирования рисков. Ранее, аналогичные решения иорданского правительства по отмене субсидий, в частности реализованные в 2012-2013 гг., уже приводили к масштабным социальным протестам и потрясениям, вынуждая руководство страны идти на уступки и отменять непопулярные в обществе меры, невзирая на их экономические последствия и игнорируя по сути требования международных финансовых институтов.

В целом, как представляется, введение мер экономии наряду с увеличением налоговой и тарифной нагрузки на население на сегодняшний день представляется неизбежным. Разумеется, мера вынужденная. Но с учетом нынешнего плачевного состояния иорданской финансово-экономической системы других альтернативных решений у правительства просто не остается. На фоне прогрессирующего роста государственного долга, а также высоких социальных издержек ввиду распространения базовых услуг и содействия на широкую группу сирийских беженцев в стране, 80% которых живут за чертой бедности, поле для маневрирования неуклонно сужается. При этом, сокращение масштабной системы государственного субсидирования поставит под удар наименее обеспеченные и наиболее уязвимые слои населения. В этой связи, по мере введения пакета реформ правительству придется фокусировать приоритет на адресном социальном содействии наиболее нуждающихся и изыскивать ресурсы для сохранения механизмов социальной защиты и фондов социальной поддержки для беднейших слоев населения. В то же время, ожидать дополнительной финансовой подпитки правительству не приходится. На фоне сократившейся многократно внешней помощи от доноров и пассивности инвесторов ввиду высоких репутационных рисков, создаваемых сирийским региональным кризисом, дополнительных финансовых вливаний в иорданскую экономику в обозримой перспективе не предвидится.

52.19MB | MySQL:103 | 0,467sec