Перспективы продовольственной индустрии Египта в 2018 году

По мере стабилизации внутриполитической ситуации и консолидации основных политических сил в Египте, начиная с 2014-2015 гг, местная экономика, несмотря на высокие инфляционные издержки, уверенно встает на путь окончательного восстановления, демонстрируя в последние годы устойчивые показатели роста. Сектор продовольственной и аграрной индустрии в этом контексте – один из самых быстрорастущих и чуть ли не главный драйвер этого роста.

Традиционно на протяжении последних десятилетий Египет уделял приоритетное внимание и много инвестировал в сегмент производства продовольствия и аграрной продукции и считался одним из лидеров в регионе. Это обусловлено объективными факторами, в первую очередь высокой численностью населения (более 100 млн человек) и его динамичным приростом (до 2.5% ежегодно). Даже в недавний период экономического кризиса и спада, несмотря на неблагоприятные в целом показатели роста ВВП, высокую инфляцию и безработицу, продовольственная индустрия продолжала динамично развиваться. В 2016 году, ее доля составляла 4.7% от ВВП страны, а совокупный доход от продовольственного сегмента превысил 22 млрд долларов США (прирост по сравнению с 2016 г. составил 55%), в том числе 5.9 млрд долларов от хлебной индустрии.

С выправлением экономической ситуации в 2017 году (ВВП вырос на 4.2% и составил 193 млрд долларов и прогнозируется в 2018 году на уровне 251 млрд долларов) были созданы хорошие предпосылки для дальнейшего подъема в производстве продовольствия. Эти успехи, однако, были нивелированы ростом продовольственной инфляции и цен на продовольствие, и последний показатель вырос на 40% летом 2017 года по сравнению с аналогичным периодом 2016 года.

Тем не менее, как свидетельствует опубликованный по итогам 2017 года доклад Министерства сельского хозяйства США по перспективам продовольственной индустрии Египта, тенденция роста в этом сегменте сохранится и в 2018 году. К этому сектор толкают неуклонно растущее местное потребление (выросло с 32 до 45 млрд долларов, начиная с 2008 года) и диверсифицированные возможности Каира для экспорта продовольственной и аграрной продукции на рынки стран региона, c учетом их больших конкурентных преимуществ (соотношение цена-качество) и центральной, стратегической позиции Египта в регионе Северной Африки и Ближнего Востока. С учетом того фактора, что египетские продовольственные товары в большинстве стран региона пользуются торговой преференцией и чуть ли не наиболее либеральным торговым режимом, конкурентные преимущества египетских трейдеров еще более возрастают. Наличие преференциальных соглашений о торговле с крупнейшими глобальными рынками, включая соглашение об ассоциации с ЕС от 2004 г. и последующую либерализацию торговли сельхозпродукцией с Евросоюзом (2010), позволяет Каиру вести активную экспансионистскую политику на рынках европейских стран. Региональные партнерские соглашения с Лигой арабских государств, Общим рынком стран Восточной и Южной Африки, а также двусторонние соглашения с ключевыми партнерами в регионе (Турция, Сирия, Иордания, Марокко) создает дополнительные возможности для наращивания экспортного потенциала.

Кроме того, наличие разветвленной сети профессиональных трейдеров (5200 египетских продовольственных компаний занято в индустрии) позволяет быстро реагировать на динамику спроса и предложения на рынках и при необходимости наращивать оборот. Наличие гибкого и относительно прозрачного законодательства облегчает деятельность египетских продовольственных компаний на местном рынке. С учетом разнородности и децентрализованного характера египетской торговой сети и наличия большого числа малых и средних производственных предприятий, роль торговых агентов и посредников, обеспечивающих импорт необходимого сырья, в том числе из-за рубежа, чрезвычайно велика.

Новые возможности для торговой интервенции Египта на рынки соседних стран возникают вследствие высоких гуманитарных потребностей, в том числе продовольственных, в контексте продолжающихся вооруженных конфликтов во многих странах региона, существенно ограничивающих некогда весьма развитые производственные возможности этих стран и толкающих их вынужденно на импорт продовольствия (Сирия, Йемен, Южный Судан и пр.).  Кроме того, значительно выросли продовольственные потребностей соседей Сирии, принимающих у себя миллионы сирийских беженцев. С другой стороны, под воздействием политических факторов, ведущих в том числе к рычагам санкционного давления и продовольственных эмбарго, возникают дополнительные возможности для закрепления египетской аграрной продукции на рынках отдельных государств (например, в Катаре).

Таким образом, на конец 2017 года Египту удалось нарастить свой экспорт до 2.6 млрд долларов, из которых 1.1 млрд долларов приходится на страны региона, прежде всего Саудовскую Аравию, Ливию и Иорданию, Кувейт. Причем, в основе египетского экспорта – не сырье, а продукты переработки. Главные предметы продовольственного экспорта – масла, cыр, сахар.

В целом, как представляется, 2018 год станет новым важным этапом роста и развития продовольственной индустрии Египта, что будет иметь важные позитивные последствия для всего экономического роста и наращивания ВВП. Производственные мощности и оборот, по оценкам международных экспертов и прежде всего аналитиков Министерства сельского хозяйства США, в текущем году увеличатся. На основе данных за последние пять лет, наиболее динамичный рост ожидается в таких секторах как хлебобулочные изделия, рис, паста и молочное производство, а также в сферах переработки (мясо, морепродукты, оливковое масло, соусы).

Прогнозируемый в нынешнем году рост продовольственной индустрии в Египте станет, как представляется, важным индикатором роста потребительской активности прежде всего среднего класса (40% населения страны в 2016 г.), и как следствие, психологическим фактором оздоровления экономической системы в целом. Глобализация подстегивает продовольственную индустрию Египта перенимать на вооружение у западных стран новые формы производства продукции, стимулируя спрос на продукцию быстрого приготовления (фаст-фуд) и замороженные продукты. Кроме того, начатый в 2017 году тренд расширения сети супермаркетов на смену традиционных продовольственных лавок и магазинов будет в текущем году нарастать, особенно в крупных мегаполисах.

В то же время совокупность складывающихся на сегодня неблагоприятных факторов таких как высокий уровень безработицы, гиперинфляция и сокращение доходов граждан будет создавать препятствия для развития агропродовольственного сектора в предстоящем периоде.

52.22MB | MySQL:103 | 0,518sec