Обзор альманаха «Турция в 2017 году» издания Фонда политических, экономических и социологических исследований (Анкара). Часть 2

Продолжаем разбор упомянутого в заголовке Альманаха и, прежде всего, напомним, что предыдущая часть нашего обзора закончилась на Партии справедливости и развития (ПСР) и решении президентом Эрдоганом ключевого для себя вопроса – успешном проведении 16 апреля 2017 года референдума, предусматривающего переход от парламентской к президентской республике через принятие пакета конституционных поправок из 18-ти пунктов к Основному закону страны (образца 1982 года – В.К.).

От себя заметим, что многолетние попытки ПСР заново переписать «военную» конституцию провалились, что подтолкнуло партию к союзу с националистами (Партия националистического движения – В.К.) и к решению об ограниченном, но при этом достаточном, характере реформы. Представляется, что глубже в суть конституционной реформы можно не вдаваться, пропустив соответствующие разделы Альманаха – с подробностями запланированной реформы и результатами референдума 16 апреля. Про последние достаточно лишь констатировать, что официальный результат, утвержденный Высшей избирательной комиссией страны: 51,41% «за» при 48,59% «против» (вызвал немало нареканий со стороны оппозиции, но, по сути, оппозиционеры результат голосования «молча проглотили» — В.К.).

При этом важнейшим моментом турецкой конституционной реформы является относительная постепенность перехода к новой системе.

После референдума было объявлено о том, что досрочных выборов не будет, часть конституционных поправок вступит в  силу немедленно, а часть будет постепенно внедряться до 2019 года, когда пройдут президентские и парламентские выборы, а также выборы в местные органы управления. Именно в 2019 году, как указывает Альманах, с целью устранения «двоевластия» и дублирования функций в стране произойдет окончательное сращивание структур Администраций президента и премьер-министра.

Однако, с другой стороны, три пункта конституционных поправок вступили в силу немедленно: реформа Высшего совета судей и прокуроров, отмена военного судопроизводства (за исключением дисциплинарных вопросов и за исключением военного времени – В.К.), а также отмена конституционного запрета на партийность президента. В результате, 21 мая 2017 года на 3-м Внеочередном партийном конгрессе, после 979 дней отсутствия, президент Р.Т.Эрдоган «вернулся в родную гавань», в должности главы Партии справедливости и развития, объявив курс на обновление и мобилизацию. Одним из первых результатов стал ряд кадровых перестановок в правительстве 19 июля 2017 года. На протяжении года был произведен ряд кадровых назначений в местных органах власти. Продолжались изменения и в самой партии.

Одним из важных подразделов, посвящённых деятельности правящей партии, стала «Решительность и непрерывность борьбы с терроризмом». Курс на борьбу с террористической организацией Фетхуллаха Гюлена (ФЕТО), Рабочей партией Курдистана (РПК) и Исламским государством (здесь и далее запрещённая в РФ террористическая организация – В.К.) был провозглашен президентом Эрдоганом на упомянутом параграфом выше 3-м Внеочередном конгрессе ПСР.

Официальные цифры, которые приводятся в Альманахе, гласят, что в период с начала 2017 года по ноябрь месяц было уничтожено 2 тыс. 304 террориста.

Кроме того, 23 сентября 2017 года Великое Национальное Собрание (Меджлис) Турции продлило срок действия ранее выданного Вооруженным силам страны мандата на осуществление трансграничных войсковых операций в Ираке и в Сирии. В поддержку этого решения в Меджлисе, кроме самой правящей партии, выступили националисты (Партия националистического движения / ПНД) и кемалисты (Народно-республиканская партия / НРП). Главными мишенями турецких военнослужащих должны были стать ИГ, РПК, а также сирийские ответвления курдского движения – Партия демократический союз (ПДС) и Отряды народной самообороны (ОНС).

Что же до ФЕТО, то важнейшим элементом борьбы с этой сетевой структурой, стало незамедлительное, после попытки военного переворота (15 июля 2016 г. – В.К.), объявление в стране всеобъемлющего режима чрезвычайного положения (РЧП) 20 июля 2016 года. Отметим, что РЧП действует вплоть до настоящего времени и пока никаких предпосылок для его отмены не просматривается. Ибо, невзирая на интенсивные аресты подозреваемых в причастности к организации и начало первых судебных процессов в 2017 году, ожидается, что большинство судебных решений удастся вынести в 2018 года.

Важнейшим для страны и, разумеется, для правящей ПСР стала «канонизация» событий июльской ночи 2016 года. В рамках этого процесса в период с 11 по 16 июля 2017 года в Турции прошёл целый ряд массовых мероприятий, состоялось открытие мемориалов в Анкаре и в Стамбуле. Кроме того, от себя добавим, что свои названия в память о героях и жертвах попытки переворота получили по всей стране объекты городской инфраструктуры, включая мосты, улицы и проч. Спустя ровно год после событий состоялось специальное заседание в Меджлисе – 15 июля в 14-00 с выступлениями президента Р.Т.Эрдогана, премьер-министра Б.Йылдырыма, руководства Меджлиса и глав оппозиционных партий.

Заключает раздел про ПСР Альманах сентенцией про историчность состоявшегося референдума, в результате которого всенародно избранный, также впервые в истории Турецкой Республики, президент превратился из церемониальной фигуры в полноценного лидера страны, непосредственно отвечающего по своим обязательствам перед избравшим его народом.

52.36MB | MySQL:106 | 0,838sec