Январское обострение в небе над Заливом: кто и что может стоять за продолжением конфликта Катара с коалицией

Начало года на Ближнем Востоке ознаменовалось высоким динамизмом по всем направлениям. Все страны региона активно наращивали экономические, дипломатические, а некоторые, и военные усилия, демонстрируя тем самым, что в европейском понимании, новый год и все, что с ним связано, не оказывает такой уж значимой роли на них, и события в регионе развиваются, следуя своей собственной логике.

Не оказались исключением и отношения между группой стран, сформировавших антикатарскую коалицию и эмиратом, ставшим в одночасье изгоем, во всех «приличных домах» Ближнего Востока.

После нескольких месяцев относительного затишья, напряженность в отношениях между Катаром и саудовской коалиций вновь напоминает о себе. В январе число инцидентов и разного рода коллизий между противниками превзошло таковые, случившиеся с конца лета прошлого года. Большинство из них произошли в воздушном пространстве над Заливом, как нейтральным, так и катарским.

Приведем хронологию этих событий:

11 января 2017 года катарское информационное агентство сообщило, что правительство эмирата направило жалобу в ООН, утверждая, что самолет ВВС ОАЭ нарушил «на непродолжительное время» воздушное пространство эмирата.

13 января Доха объявила, что 3 января имело место нарушение ее воздушного пространства самолетом ВВС ОАЭ, направлявшимся в сторону Бахрейна.

14 января один из второстепенных катарских шейхов, некто Абдалла бен Али Аль Тани заявил, что ему «пришлось находится против его воли в Абу-Даби». В августе это персонаж встречался с эмиссарами саудовского руководства в качестве того, что расценивалось некоторыми обозревателями, как попытка Эр-Рияда определится с креатурой, заменяющей нынешнего правителя Катара, принца Тамима бен Хамада Аль Тани, что было с раздражением встречено в Дохе, и, в итоге, Абдалла бен Али, который то ли сам проявил эту инициативу, то ли его кто-то попросил об этом, до сих пор, непонятно, в итоге стал кем-то вроде вынужденного политэмигранта в ОАЭ.

15 января, теперь уже ОАЭ направило жалобу в ООН, в связи с тем, что самолеты ВВС Катара приблизились к двум коммерческим самолетам ОАЭ, собиравшимся совершить посадку в Бахрейне.

17 января стало известно, что «вынужденно скрывающийся» шейх Абдалла покинул ОАЭ, убыв в Кувейт, «для прохождения медицинского освидетельствования в местном военном госпитале». Что опровергает тезис о том, что его заставили покинуть ОАЭ. Человек захотел, улетел в другое место, перед этим, захотел, остался пожить, где ему, видимо, нравилось.

Первый дипломатический кризис, напомним, случился в мае 2017 года, когда сайты ведущих СМИ Катара оказались взломаны неизвестными хакерами и некоторые слова эмира Катара, в общем то, не предназначавшиеся для предания широкой огласке, стали известны, включая утверждение об отсутствии причин для вражды между арабами и Ираном. Все дальнейшие попытки Дохи что-то объяснить союзникам, про то контекст, из которого были ловко вычленены отдельные фразы, приняты ко вниманию не были и спустя две недели, КСА, ОАЭ, Египет и Бахрейн официально разорвали отношения с Катаром и ввели против него экономическую блокаду. Затем последовал знаменитый ультиматум из 13 пунктов в качестве предварительного обязательного исполнения, сиречь, полной капитуляции Дохи, затем – обвинения в финансировании терроризма, отключение вещания катарской «Аль-Джазиры» и окончательная заморозка отношений, закрепленная возбуждением уголовного преследования ряда лиц, близких к властям Дохи или лояльным к ним.

Впрочем, еще в июле 2017 года, газета «Вашингтон пост», со ссылкой на не названные источники в разведывательном сообществе США, опубликовала материалы, кстати, названные «лживыми», послом ОАЭ в Вашингтоне, Юсефом аль-Отейбой, из которых явственно следовало, — вся история с взломом катарских СМИ и публикацией злосчастной речи принца Тамима перед выпускниками военного колледжа, есть ни что иное, как заранее спланированная акция. И что за ней стоят специальные службы ОАЭ.

Что стоит за этими событиями?

Итак, вполне может статься, и на это счет уже скопилось достаточно разного рода улик, что первую скрипку в этом конфликте играет не молодой и горячий наследный принц КСА Мухаммед бен Сальман, а другие, более основательные люди из ОАЭ, изящно использовавшие темперамент и горячность будущего саудовского монарха и столкнувшие тем самым двух своих самых основных конкурентов: КСА и Катар.  Январские события в воздушном пространстве над Заливом придают этой версии дополнительную убедительность.

Вообще, современная история гражданского воздушного сообщения над Заливом, увы, содержит в себе трагические моменты. Вспомним сбитый ВМС США в 1988 г. над Ормузским проливом иранский А-300. Случались и катастрофы по причине техногенных факторов, с самолетом компании «Галф Эйр», с несколькими чартерными авиакомпаниями. В небе над Заливом тесно. Самолеты, следующие вдоль восточного берега Залива, последовательно попадают в зону контроля или управления воздушным движением, сначала Бахрейна, потом ОАЭ. Катарские борты, после закрытия для них воздушного пространства соседних стран, вынуждены брать севернее и маневрировать в зоне иранского воздушного контроля, где диспетчеры Бахрейна и ОАЭ не имеют права вмешиваться в процесс организации воздушного движения.

При этом, и эмиратские и бахрейнские гражданские рейсы, та же «Галф Эйр», еще в сентябре спокойно продолжали летать по обычным коридорам, следуя, над северной частью Катара, направляясь в Абу-Даби, и южнее, в других направлениях. Об этом можно было судить на страницах профильного сайта flightaware.com.

И, похоже, кто-то, снова решил сделать ставку на повышение рисков в противостоянии, за счет возможного сценария атаки на гражданское воздушное судно. Или его перехват с принуждением к посадке. Катару это явно ненужно, любое развитие, чреватое военным продолжением, а прямое линейное столкновение не выгодно Дохе.

Некоторые дипломатические источники в странах Залива в неофициальных комментариях и интервью намекают: первую роль в конфликте играют отнюдь не саудовцы. У них есть талантливый и незаметный кукловод – ОАЭ. Имеющие очень много, как причин для его инициирования и развития, так и выгод от сложившегося кризиса.

62.82MB | MySQL:102 | 0,477sec