Оценки китайских специалистов перспектив поставки истребителей F-35 для ВВС ОАЭ

Как сообщает китайское специализированное военно-техническое издание «Наука и техника оборонно-промышленного комплекса», на прошедшей в ноябре 2017 г. выставке вооружение и военной техники в г.Дубаи представители к     командования Военно-воздушных Сил (ВВС) Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) подписали соглашение о намерениях приобретения партии малозаметных истребителей пятого поколения F-35A (по классификации китайских специалистов это самолет 4++ поколения).

В случае если официальный Абу-Даби подпишет твердый контракт на покупку указанных боевых самолетов, то ВВС ОАЭ вторыми в регионе получат самые современные истребители американского производства после Израиля. Китайские специалисты указывают, что ВВС Израиля в общей сложности получат 50 истребителей и будут обладать серьезным преимуществом в воздухе в сравнении с остальными государствами Ближнего Востока.

Следует отметить, что в настоящее время на вооружении ВВС рассматриваемого государства Аравийского полуострова находится 124 истребителя F-16 Block 60 в одноместном и двухместном вариантах и 65 истребителей «Мираж-2000». Известно, что специалисты Китайской авиапромышленной корпорации №1 относят боевые машины американского производства к самолетам тактической авиации 4+ поколения.

По данным китайских источников, истребители F-16 Block 60, созданы на базе модификации Block 50. Основными отличиями от штатных истребителей ВВС США являются встроенные в фюзеляж дополнительные топливные баки, которые не ухудшают аэродинамические свойства летательного аппарат и не повышают его радиолокационную заметность для подразделений ПВО вероятного противника.

Кроме того, благодаря разработкам специалистов компании Lockheed Martin на данный самолет установлены улучшенные оптико-электронные средства разведки и наведения, которые позволяют пилотам F-16 Block 60 выполнять задачи, более характерные для истребителей-бомбардировщиков F-15. Как отмечают китайские эксперты в области ракетного вооружения, предприятия оборонно-промышленного комплекса США завершили  испытания специального крылатого боеприпаса под обозначением JASSM-ER, предназначенного для поражения объектов ПВО вероятного противника без входа истребителя в зону обнаружения дежурной РЛС зенитно-ракетной системы.

Необходимо учитывать, что истребители F-16 Block 60 еще не исчерпали ресурс своих фюзеляжей, который составляет 9000 часов, а кроме того американские специалисты накопили большой опыт в вопросах продления срока службы боевых самолетов. Конечно, при необходимости ВВС ОАЭ могут достаточно просто поддержать боевую готовность своих подразделений F-16 (до 2030 г.) за счет сотрудничества с ОПК США. Известно, что в настоящее время компания Lockheed-Martin сохраняет в рабочем состоянии только одну сборочную линию для истребителей F-16 поскольку заключила контракт с Королевством Бахрейн на поставку партии боевых самолетов этой модели.

По данным китайского специализированного издания «Вооружение», в сентябре 2017 г. были успешно завершены испытания новой контейнерной системы инфракрасного обнаружения/сопровождения воздушных/наземных целей под обозначением IRST 21, позволяющей пилотам наблюдать как наземные, так и воздушные цели в инфракрасном диапазоне в случае отключения/ослепления бортовой РЛС. Следует отметить, что данная система предназначена для установки на палубные истребители ВМС США F/A-18 E/F, истребители-бомбардировщики F-15C, истребители F-16 разных модификациях, а в компонентом варианте может быть внедрена на истребители F-35А.

С учетом поступившей информации о вероятной поставке 24 истребителей F-35A для ВВС ОАЭ представляется необходимым ознакомится с оценками китайских специалистов этой ситуации на мировом рынке вооружений. Аналитики из Поднебесной обращают внимание на то, что даже при незначительном количестве заказанных боевых самолетов, которых будет достаточно для укомплектования двух эскадрилий, поставка может быть осуществлена только через 10 лет (по другим оценкам самый ранний срок 2022 г.).

Как известно другие партнеры США по программе истребителя F-35 – Израиль, Великобритания, Япония и Республика Корея также ожидают свои истребители поскольку официальный Вашингтон не передает технологическую документацию своим партнерам, а единственное сборочное предприятие расположено в Италии и предназначено для изготовления истребителей, предназначенных для поставки в ВВС стран-членов НАТО.

С учетом указанных сроков поставки самолетов для ОАЭ, представители военно-политического руководства этого арабского государства обратились к российским самолетостроителям, а именно в РСК МИГ с предложением о сотрудничестве при разработке многофункционального многорежимного боевого самолета пятого поколения, который по своим характеристикам не уступал бы американскому F-35.

По данным китайских источников, арабских военных интересует возможность применения широкой номенклатуры авиационных средств для поражения сухопутных и надводных целей. Следующим ключевым моментом является боевой радиус, который по требованию командования  ВВС ОАЭ должен быть не менее 2000 км. Очевидно, что подобное условие можно выполнить только за счет установки оборудования для дозаправки в воздухе.

Конечно, F-35 оснащен оборудованием для получения топлива в полете от самолета-заправщика, однако приемное устройство расположено за кабиной пилотов, что не позволяет оперативно выполнить стыковку и представляет определенную опасность для молодых пилотов. Для сравнения, традиционная схема  российских самолетостроителей с выдвижной/фиксированной штангой топливоприемников, расположенной перед кабиной пилота представляется более безопасной.

Китайские специалисты считают, что если конструкторы РСК МИГ смогут создать легкий истребитель с номинальной массой 12-13 тонн, максимальной взлетной массой 26-28 тонн и установят два двигателя РД-33МКМ (суммарная мощность более 1800 кгс/см), то боевой радиус такой боевой машины составит 1300 км., а максимальная дальность полета без дозаправки 3000 км.

По данным китайских источников, российские конструкторы разрабатывают новый истребитель в одноместном варианте, что позволит установить дополнительный топливный бак за «стеклянной» кабиной. Вполне вероятно, что конструкторы РСК МИГ используют за основу истребитель МиГ-29, однако будущий боевой самолет пятого поколения будет создан с использованием большего количества композитных материалов и покрытий, рассеивающих излучение РЛС вероятного противника. Кроме того, российские специалисты пересмотрят углы наклона элементов фюзеляжа, изменят положение вертикальных хвостовых рулей и т.д.

В дополнение к техническим деталям необходимо отметить, что если российским самолетостроителям удастся выполнить технические требования ВВС ОАЭ, то в этом случае будет создан прецедент, когда предприятие ОПК РФ «отнимает кусок хлеба» у предприятий ОПК США. Представляется возможным согласится с китайскими обозревателями в том, что американские производители вооружения и военной техники и активно вторгаются на оружейные рынки регионов и стран, где на протяжении многих лет основным поставщиком ВВТ был СССР, а затем и РФ.

Как уже было отмечено выше, в распоряжении арабских пилотов находятся истребители «Мираж-2000» и в рамках упомянутого мероприятия Командование ВВС ОАЭ подписало с французскими компаниями Dassault и Thales соглашения о проведении модернизации наличных самолетов до модификации Мираж-2000-9. Это также позволит военно-политическому руководству ОАЭ использовать авиационные подразделения, укомплектованные этими самолетами, для выполнения более широкого круга задач вплоть до 2030 г.

62.83MB | MySQL:102 | 0,473sec