Сирия: о развитии гуманитарной ситуации в Африне

С началом 20 января 2018 года Турцией военной операции «Оливковая ветвь», реализуемой при поддержке лояльных Анкаре оппозиционных группировок против населенного курдами сирийского региона Африн, гуманитарная обстановка в этом анклаве резко обострилась. ООН и различные международные гуманитарные организации уже начали бить тревогу по этому поводу. Население Африна немногочисленное, составляет на сегодня 350 тысяч человек, из которых треть, а именно порядка 120 тысяч человек, согласно ооновской статистике, с начала турецкой военной операции стали внутренне перемещенными лицами.

Следует иметь в виду, что еще до начала турецкой интервенции гуманитарная ситуация в этом регионе была сложной в силу блокады его почти по всему параметру границ Турцией либо настроенными враждебно оппозиционными группировками.  Открытие после освобождения Алеппо сирийскими властями единственной артерии, связывающей Африн с основной территорией сирийских курдов на северо-востоке Сирии, было позитивным сигналом, но не смогло кардинально улучшить гуманитарную обстановку в анклаве. Прежде всего вследствие продолжающегося военного конфликта и постоянного давления на анклав со стороны Анкары. На момент начала турецкой интервенции в середине январе в Африне 60% населения нуждались в гуманитарном содействии. Главными факторами такой ситуации являлись отсутствие защиты ввиду регулярного обстрела турецкой артиллерией приграничных районов, а также фактор торгово-экономической блокады.

С началом активной военной фазы 22 января 2018 года, в течение нескольких дней более 5 тысяч жителей Африна было сразу же эвакуировано с приграничных районов вглубь анклава, и еще около тысячи человек (преимущественно дети и тяжелобольные) доставлены в Алеппо. При этом вся деловая активность в анклаве была фактически прекращена: закрылись рынки и магазины. Одновременно, был заблокирован интернет, что усложнило существенно коммуникации для гражданского населения и вызвало дополнительную панику. С закрытием границы по всему периметру Африна прекратились и поставки топлива в анклав. С 20 января гуманитарная миссия ООН ввиду условий безопасности заморозила все гуманитарные поставки через турецко-сирийскую границу. Более того, Управление ООН по координации гуманитарных вопросов (УКГВ) полностью приостановило свою программную деятельность в Африне. В результате, запланированная очередная партия гуманитарных поставок по каналам ООН продовольствия, палаток и медицинского оборудования в составе 123 грузовиков была отменена.

На этом фоне, 24 января турецкая сторона взяла на себя инициативу и объявила об открытии вновь пограничных переходов для гуманитарных и коммерческих грузов. Хотя следует отметить, что с началом сирийского конфликта в 2011 году лишь очень незначительное число гуманитарных организаций работают в Африне, базируясь в Турции. Одновременно Анкара готовится принять на своей территории беженцев из Африна, число которых может составить 50 тысяч человек. Для этого, турецкая сторона оборудовала 3 новых лагеря в приграничной с Африном зоне. Эту работу координирует турецкая Организация Красного полумесяца. При этом, по заявлениям Анкары, курдские военные формирования пока блокируют любые попытки гражданского населения Африна мигрировать в соседнюю Турцию. Истинные побуждения и устремления проживающих в Африне жителей, большую часть которых составляют все же курды, определить не просто: очевидно, что обе стороны конфликта активно используют гуманитарную ситуацию для военно-политической пропаганды.  При этом ООН, без очевидных кивков в чью-либо сторону, ограничивается нейтральными заявлениями о том, что в результате активизации военных действий гражданское населения Африна де-факто оказалось в заложниках этой ситуации и «ограничено в перемещениях». Обращает, правда, на себя внимание и тот факт, что ряд гуманитарных организаций, работающих на местах, недвусмысленно указывает на факт блокирования местными курдскими властями всех возможных путей миграции гражданского населения, дабы избежать всеобщей паники. В частности, сообщалось о закрытии главного переходного пункта из Африка в провинцию Алеппо  — Дарет Азза. Другие источники указывают на то, что отдельным курдским семьям удалось покинуть Африн и двинуться в сторону Алеппо, но впоследствии они были остановлены на пропускных пунктах сирийской армии.

Разумеется, гуманитарная ситуация в Африне по мере дальнейшей эскалации военного конфликта будет служить предметом спекуляций и удобным орудием информационной войны, не только между курдами и Турцией, но и с вовлечением Дамаска. Турецкая сторона в этой ситуации декларативно пропагандирует политику «открытых границ» для возможных беженцев из Африна, хотя понятно, что доминирующая часть беженцев будет стремиться переехать из Африна в безопасные районы Центральной Сирии и прежде всего в Алеппо. С учетом малочисленности Африна и колоссальной военной угрозы его захвата протурецкими боевыми отрядами, курдское командование анклава, опирающееся на опорные силы количеством 10-12 тысяч бойцов, придерживается четкой тактики сдерживания массовой миграции населения из анклава во избежание паники.

Среднесрочная стратегия гуманитарных организаций ООН в Африне пока четко не сформулирована. Не ясно пока, когда вообще гуманитарная миссия ООН в курдском анклаве сможет возобновить работу. 24 января пресс-секретарь генерального секретаря ООН С.Дюжарик объявил о подготовке под эгидой ООН масштабной гуманитарной операции для оказания срочной помощи гражданскому населению Африна. Параметры ожидаемой гуманитарной интервенции ООН пока остаются неясными и во многом будут зависеть от планов турецкого командования и сроков военной операции. На сегодня, согласно январскому плану, ООН имеет в своем распоряжении ресурсы и готова оказать гуманитарное содействие 50 тысячам человек в самом анклаве, а также принять и разместить еще дополнительно  30 тысяч человек в Алеппо и окрестностях. Но здесь много неопределенностей, cвязаных с масштабом военной операции и вытекающих гуманитарных последствий. На протяжении первой недели кампании от турецкой стороны уже поступают достаточно противоречивые заявления на этот счет. По заверениям турецких военных, приоритетная задача состоит в том, чтобы вклиниться на территорию Африна и создать там 30-километровую приграничную буферную зону безопасности для «обеспечения надежной защиты от угрозы» отрядов курдских «Сил народной самообороны» (YPG), которых в Анкаре считают террористической организацией. С другой стороны, буквально одновременно президент Турции Р.Т.Эрдоган заявил о намерениях расширить военную операцию и распространить ее на все курдские регионы на севере Сирии, что – в случае реализации – приведет к гораздо более масштабной гуманитарной проблеме на огромной курдской территории с населением 2.5 млн человек.

62.91MB | MySQL:102 | 0,493sec