Развитие отношений между Израилем и ОАЭ в контексте ближайшей внешнеполитической перспективы региона

Для большинства специалистов по Ближнему Востоку не является секретом существование давних и разносторонних связей Израиля с рядом арабских стран. Официальное положение дел хорошо известно: бойкот израильских товаров и запрет на въезд с израильской визой в большинство арабских стран-членов ЛАГ, отсутствие действительных дипломатических отношений (кроме Египта, Иордании), или состояние войны. На неофициальном уровне дело обстоит по-другому. Саудовская Аравия и Катар, Бахрейн. Оман и ОАЭ последние двадцать – тридцать лет сотрудничают и торгуют с Израилем. Имеющиеся между ними отношения сейчас переживают постепенный переход количества в качество и преследуют цель их, отношений, легализации. То есть, фактически слома всей прежней модели и установления дипломатических отношений. Да еще и на солидной экономической базе. Для палестинцев, в плане создания независимого государства в том виде, как они хотят, это не сулит ничего хорошего, но и без того шансов на благополучный исход было немого. Из-за этого они стараются сейчас форсировать вопрос о статусе и признании Палестины международным сообществом и о Иерусалиме, что с точки зрения Израиля не имеет никакой практической ценности.

Отдельную роль в последнее время приобретают отношения Израиля с ОАЭ. Если об отношениях еврейского государства и Саудовской Аравии многое известно, и мы уже освещали ранее некоторые их аспекты, то с Абу-Даби все обстоит несколько иначе и заслуживает отдельного описания.

Одной из официальных и явно санкционированных утечек стала публикация в израильской газете «Маарив» об «огромных» сделках на поставку вооружения, заключенных между Израилем и ОАЭ.

Согласно статье, сразу две израильские оборонные компании, «Эльбит» и «Аеронавтикс» собираются поставить в ОАЭ разведывательные беспилотные летательные аппараты типа B 52.

Мажоритарный акционер «Аеронавтикс», Ави Леуми имеет репутацию весьма уважаемого бизнесмена в Абу-Даби и вместе еще с одним израильским бизнесменом, Шахиром Кровицем участвует в организации поставок оружия и боеприпасов в ОАЭ.

Собственно сами коммерческие отношения между ОАЭ и Израилем, как принято считать, начинаются в 2010 г.  Политические контакты были установлены во время встречи министра иностранных дел ОАЭ, Абдаллы бен Зайеда с израильским коллегой в 2014 году, во Франции, во время обсуждения ситуации в сектора Газа.

Несколько ранее, в 2012 году, в Нью-Йорке, в рамках сессии ООН, состоялась встреча эмиратского министра посла ОАЭ в Вашингтоне, Юсефа аль-Отбы с Биньямином Нетаньяху.

В 2016 году, генеральный директор МИД Израиля, Дори Голд принял участие в работе Международного агентства по возобновляемым источникам энергии, проходившее в ОАЭ. Именно тогда он и открыл там израильское дипломатическое представительство.

Сообщалось также о неоднократных и, разумеется, не афишировавшихся визитах израильских представителей в ОАЭ, об их участии в различных региональных мероприятиях, устраивавшихся в Дубае. В декабре 2014 года портал Middle East   сообщил об одобрении политическим руководством установления торговых отношений между двумя странами.

В октябре 2015 года, ОАЭ пригласили команду Израиля по дзю-до для участия в соревнованиях и приняли меры по ограничению использования символики Палестины и присутствия палестинцев, которые могли бы выразить протесты или причастны к деятельности ООП.

В СМИ попали сведения о переписке посла ОАЭ в Вашингтоне и отставного израильского генерала Узи Рубина, отвечавшего ранее за проект «Железный купол», систему локальной ПВО для защиты от ракетных обстрелов из Газы и со стороны Ливана. Активно общался посол ОАЭ и с Робертом Сатлоффом, исполнительным директором Вашингтонского института по проблемам Ближнего Востока, известным своей поддержкой политики Израиля.

Контакты не ограничиваются только общением и консультациями, по сообщениям французского ресурса Intelligence Online, израильская компания AJT International подписала контракт на 800 млн долларов США на поставку управления по сооружениям и важным объектам инфраструктуры Абу-Даби системами ограничения доступа и видеонаблюдения, а также контрольно-досмотровым оборудованием для «стратегических» нефтяных месторождений в ОАЭ. Владелец AJT International, бизнесменов по фамилии Кохави, согласно данным ресурса, является одним из наиболее активных израильских эмиссаров в Абу-Даби.

Ряд экспертов отмечает: в ОАЭ, на уровне людей принимающих решения, либо непосредственно на них влияющих, давно сформировано про-израильское лобби. Иначе не объяснить назначение Мухаммеда Дахлана, «неусыпного израильского ока», советником по вопросам безопасности наследного принца Абу-Даби, Мухаммеда бен Зайеда.

Технически, контакты осуществляются путем воздушного сообщения. Еще в декабре 2014 году, на страницах интернет-ресурса Middle East Eye сообщалось о курсировании между аэропортами Бен–Гурион и Абу-Даби «Аэробуса» А-319 с регистрацией D-АРТА   (германской), приписанного к частной компании Private Air. Таким образом, пассажиры, почта и грузы беспрепятственно пересекают границы, при том, что обычный турист с израильской визой рискует не получить визу на въезд в ОАЭ.

Израильские и эмиратские военные неоднократно участвуют в маневрах на территории третий стран: Греции, в апреле 2017 года, в регулярно устраиваемых учениях Red Flag, в США.

По некоторым утечкам в военно-технических СМИ, ОАЭ уже получили из Израиля некоторые образцы современного оборудования для радиоэлектронной борьбы и управляемого ракетного вооружения.

Что общего может быть у политики Израиля и ОАЭ, и какие цели может преследовать их союз?

Во-первых, это очевидно, это ограничение деятельности и влияния «Хизбаллы» в Ливане и ХАМАСа в секторе Газа.

Во-вторых, это координация усилий с США по сдерживанию иранской экспансии в регионе, основного раздражающего фактора для всех троих, даже с учетом формально нейтральных отношений между Абу-Даби и Тегераном (проблема оккупированных островов ведь никуда не делась и ждет своего часа).

В-третьих, это налаживание полноценного торгово-экономического сотрудничества с Израилем, иными словами, демонтаж его блокады и отмена решений конференции ЛАГ от 1 сентября 1967 года со стороны большинства арабских стран.

По нашей оценке, сотрудничество между Израилем и ОАЭ в ближайшем времени будет, пока без излишней огласки в СМИ, развиваться по всем указанным направлениям и станет частью будущего переформатирования системы сдержек и противовесов в системе региональной безопасности. К сожалению, ярко выраженная антииранская направленность этого переформатирования в перспективе способна нивелировать все то положительное, что накоплено в отношениях между ОАЭ и Ираном.

52.2MB | MySQL:103 | 0,626sec