К итогам международной конференции по восстановлению Ирака

Трехдневная международная конференция по поддержке освобожденного от группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещена в РФ) Ирака завершилась в среду в Эль-Кувейте. По итогам консультаций и интенсивных переговоров делегации из Багдада с представителями мирового бизнеса, гуманитарных организаций, ООН, Всемирного банка и десятков государств участники заявили о готовности вложить в реконструкцию страны 30 млрд долларов. В завершающий день форума высокопоставленные делегаты заявили о вкладе своих стран в восстановление Ирака, будь то льготные кредиты, прямые инвестиции, гуманитарные программы или же финансовые дотации в специализированные фонды. Все без исключения спикеры, в числе которых были эмир Кувейта шейх Сабах аль-Ахмед аль-Джабер ас-Сабах, генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш, верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини и глава Всемирного банка Джим Ён Ким, поддержали план Ирака по реконструкции экономики, отметив недопустимость возрождения ИГ. В ходе выступлений министры и другие официальные лица обозначили объем будущей помощи. В частности, Европейский союз объявил о предоставлении 400 млн долларов в качестве гуманитарной помощи, Всемирный банк решил выделить 4,7 млрд, Кувейт — 2 млрд, Турция — 5 млрд, Саудовская Аравия — 1,5 млрд долларов. Катар также взял на себя обязательства по содействию Ираку в восстановлении инфраструктуры и сообщил о планах реализации ряда проектов в этой сфере. При этом до сих пор не известны итоги прошедших во вторник многосторонних встреч представителей международных компаний, в числе которых «Лукойл», «Роснефть» и «Газпром нефть», на которых обсуждались инвестиционные возможности Ирака. По ряду данных, проблема заключается в завышенных требования правительства Ирака в рамках необходимых инвестиций в углеводородную сферу, как условие входа на рынок. Кроме того, остаются неурегулированными и вопросы раздела прибыли. Как отмечалось ранее, специально к кувейтскому форуму был подготовлен пакет из более 150 предложений на миллиарды долларов. В списке тендеров фигурировало строительство трех НПЗ, восстановление транспортной инфраструктуры, промышленных мощностей, пострадавших за годы борьбы с ИГ. Согласно десятилетнему плану, обнародованному в первый день конференции, для восстановления Ирака потребуется 88,2 млрд, в краткосрочный период 22 млрд долларов. При этом отметим, что последнюю сумму Багдад требует неотлагательно. Как мы видим, пока итоги конференции не покрывают даже этих «срочных» инвестиций.

В этой связи международные эксперты отмечают, что итоги конференции и готовность международных спонсоров выделить некие суммы на развитие далеко не покрывает насущные потребности Ирака в области развития. Те суммы, которые были выделены в рамках работы конференции в принципе должны покрыть расходы федерального бюджета на восстановление одной железной дороги, шоссе и нефтеперерабатывающего завода. Одновременно пока речь идет в основном о международных финансовых институтах, а не о частных инвестициях, которые собственно и должны сыграть основную роль в восстановлении экономики страны. Это означает, что Багдад в долгосрочной перспективе будет в значительной степени зависеть от внешнего финансирования, будь то в форме помощи, займов или инвестиций со стороны частных компаний. Одной из основных проблем для частных инвестиций остается запредельный уровень коррупции. При этом прозвучавшие на конференции заверения от Всемирного банка о том, что он готов предоставить гарантии своего участия в преодолении наиболее значимых коррупционных барьеров, на частных инвесторов повлияли мало. Просто по той причине, что они не верят в способность Всемирного банка адекватно и своевременно влиять на ситуацию в правительстве Ирака.   При этом следует ожидать целевых инвестиций со стороны аравийских монархий, что будет объясняется в первую очередь не экономической целесообразностью, а стремлением снизить уровень влияния в стране их глобального соперника в лице Ирана. При этом инвестиции предполагается направлять исключительно в суннитские районы страны.   Эксперты отмечают, что тема присутствия «Исламского государства» в Ираке играет вторичную роль для инвесторов. Главной проблемой остаются неясные правила игры, которые предлагает Багдад, а также   коррупция и крайняя слабость существующей инфраструктуры. На очень низком уровне остается уровень государственного управления, что собственно приносит свои крайне негативные плоды в вопросах продовольственной безопасности, неэффективного использования сельскохозяйственных угодий, дефицита воды и электроэнергии, крайне изношенной инфраструктуры, нехватки школ, больниц и жилья. При этом вопрос не в экспансии ИГ. Скорее возникновение ИГ стало итогом слишком долгого игнорирования насущных проблем населения и экономики. Достаточно сказать, что во время конференции правительство Ирака представила проекты по восстановлению объектов инфраструктуры, которые были разрушены или повреждены еще в период ирако-иранской войны в 1980 году.

В Кувейте обсуждалось 157 проектов развития, такие, как системы метрополитена в Багдаде, модернизация сельскохозяйственных угодий  в провинции Ниневия, инвестиции в инфраструктуру добычи и транспортировки  нефти и природного газа в богатой углеводородами Басре и проекты автомобильных дорог на пустынных землях. При этом способности и потенциал Ирака самостоятельно обеспечивать реализацию таких проектов остаются на низком уровне. Около 60 процентов ВВП Ирака приходится на доходы от продажи нефти, при этом не нефтяной доход составляет менее 10 процентов. Устаревшая  нефтегазовая инфраструктура Ирака  нуждается в срочной модернизации. При этом явный дефицит валютной ликвидности  покрыть в общем-то не из чего. Надежда в этом плане на аравийские монархии имеют лимитированный характер по причине того, что они сами пытаются диверсифицировать свою в основном углеводородную экономику и испытывают явные трудности с проблемой покрытия дефицитов своих бюджетов.  Одним из основных итогов конференции стал и фактический отказ Вашингтона по выделению средств на восстановление экономики Ирака. Хотя он и призвал арабские страны делать это, такой шаг является для многих инвесторов четким индикатором ненадежности иракского рынка в среднесрочной перспективе.

52.17MB | MySQL:103 | 0,482sec